Нацпроект на 20 миллиардов долларов: как деньги могут утечь из бюджета - Караван
  • $ 516.93
  • 542.52
-17 °C
Алматы
2024 Год
11 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нацпроект на 20 миллиардов долларов: как деньги могут утечь из бюджета

Нацпроект на 20 миллиардов долларов: как деньги могут утечь из бюджета

Правительство обсуждает национальный проект по модернизации энергетического и коммунального секторов ценой в 10 трлн тенге.

  • 19 Ноября
  • 14398
Фото - Caravan.kz

Деньги на реформу министерство нацэкономики предлагает взять из Национального фонда и ЕНПФ. Сам проект выглядит красиво и местами убедительно. Но эксперты опасаются, что эти деньги могут пропасть, так как в отрасли больше нет институтов контроля. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Цели проекта понятны: поднять надежность систем жизнеобеспечения населения, снизить уровень изношенности энергостанций и коммунальной инфраструктуры, повысить внутристрановые ценности. Все это предложено сделать через модернизацию и обновление существующих энергетической и коммунальной инфраструктур. При этом создавать что-то новое правительство не предлагает. Только ремонтировать старое.

В проекте примут участие не менее 200 субъектов естественных монополий и не менее 30 ТЭЦ. Проект должен снизить уровень аварий на 20 %, снизить уровень износа энергетических и коммунальных активов в среднем по стране до 40 %.

Сам проект разбит на три направления.

Направление № 1: Модернизация и обновление энергетической и коммунальной инфраструктур.

Централизованным теплоснабжением обеспечены 60 % городов и населенных пунктов страны. Общая протяженность сетей теплоснабжения в стране составляет 13 тыс. км. Средний износ тепловых сетей – 52 %. Критическая ситуация сложилась в Павлодарской (79 %), Карагандинской (66 %), Абайской (65 %) и Мангистауской (63 %) областях. Нацпроект предлагает модернизировать 1607 км теплосетей, чтобы снизить износ до 40 %.

Общая протяжённость электрических сетей в габаритах 0,4-1150 кВ национального значения в стране — более 27 тыс. км. На 1 января 2024 года износ основного оборудования на электростанциях достигает 56,8 %. На некоторых станциях этот показатель составляет 87-90 %.

Показатель износа 14 электростанций (11 ТЭЦ и 3 ГРЭС) превысил 80 %, износ 21 электростанций (14 ТЭЦ, 6 ГТЭС и 1 ГРЭС) достиг уровня 60–80 %. Большинство аварий происходит на станциях с износом более 80 %.

Из всех региональных электросетевых компаний (РЭК) шесть имеют критический уровень износа (от 85 до 97 %), шесть РЭК имеют высокий уровень изношенности (от 85 до 65 %), пять РЭК имеют средний уровень изношенности (от 65 до 45 %), остальные организации имеют менее 45 % износа.

Уровень износа сетей водоснабжения в стране составляет 39 %. В некоторых регионах этот показатель превышает 50 % (Акмолинская, Алматинская, Восточно-Казахстанская области и область Ұлытау). Здесь требуется срочная замена и модернизация систем.

Наименее критическая ситуация наблюдается в Актюбинской области (23,6 %) и в Шымкенте (24 %).

Средний износ сетей водоотведения по стране составляет 56 %. В Карагандинской, Павлодарской, Алматинской, Восточно-Казахстанской и Улытауской областях он превышает 70 %. Это создает экологические риски, а также угрозу санитарной безопасности в населенных пунктах.

Половина регионов Казахстана испытывает острую необходимость в модернизации канализационных очистных сооружений (КОС). В 45 из 89 городов требуется строительство новых объектов или полная реконструкция существующих очистных сооружений.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Направление № 2: Повышение внутристрановой ценности

В переводе на простой язык это означает, что коммунальщикам деньги обещают дать, если они будут использовать казахстанскую продукцию. Это должно создать новые рабочие места, сократить зависимость от импорта и укрепить позиции отечественных предприятий на рынке.

Чтобы продавцы и покупатели могли найти друг друга, будет разработана электронная платформа. Здесь должны будут проходить закупка и заключение договоров, мониторинг закупаемых товаров по цене, виду и объему, отслеживание внутристрановой ценности как отдельно взятых проектов, так и всего национального проекта.

Направление № 3: Механизмы оказания мер поддержки уязвимым слоям населения. Иначе говоря, помощь населению из-за планируемого роста тарифов.

Тут все стандартно. Поддержка будет предоставляться через механизм адресных дотаций, направленных на возмещение затрат на оплату коммунальных услуг. Планируется интеграция процедуры получения адресных дотаций на коммунальные услуги с существующими государственными цифровыми платформами. Это позволит автоматизировать процессы подачи заявок.

Направление № 4. Повышение инвестиционной привлекательности энергетического и коммунального секторов.

Разработчики проекта справедливо считают, что «для повышения устойчивости и доступности финансирования проектов модернизации и строительства сетей необходимо создать привлекательные условия для инвесторов. Основное внимание будет уделено рыночному финансированию и обеспечению возвратности вложенных инвестиций через тариф».

При этом они же предлагают для минимизации давления на конечные тарифы для потребителей предусмотреть льготное финансирование проектов, направленных на модернизацию и строительство сетей.

И — самое интересное. Центральным элементом системы финансирования станет единый финансовый оператор в лице АО «НУХ «Байтерек», который будет координировать сбор приоритетных проектов и условия финансирования. Также он должен финансировать нацпроект через своих «дочек» — Банк развития Казахстана и АО «Казахстанская жилищная компания».

Международные финансовые организации должны будут давать деньги на небольшие проекты. Коммерческие банки должны стать основным источником денег на крупные проекты, «предлагая как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты».

ЕНПФ «может выступать в роли инвестора», финансирование из Национального фонда «может использоваться для крупных и стратегически важных проектов, которые имеют высокий приоритет для страны», а государственный бюджет будет давать «прямые дотации и субсидии на финансирование программ модернизации ЖКХ».

В общем, все красиво. Смущает одно. Во всем проекте нет системы контроля, которая бы вызывала доверие.

Цена нацпроекта слишком большая – 10 трлн тенге. Весь бюджет Казахстана на 2024 год – 20 трлн тенге. Все накопления ЕНПФ – 21 трлн тенге. А тут сразу предлагают взять и положить перед ЖКХ половину этой суммы. Это двадцать миллиардов долларов! И они требуют контроля.

Да, в самом проекте много слов о том, что контроль будет: будет создана платформа, НУХ «Байтерек» и БРК будут контролировать заявки, будет сформирован Реестр казахстанских товаров и поставщиков, будет внедрена единая архитектура учета материалов и оборудования. Слишком много «будет». Этого всего пока нет, но под него уже закладываются миллиарды долларов.

И самое главное: сам рынок энергетики перестал быть рынком. Об этом прямо сказано в нацпроекте: в нем примет участие не менее 200 субъектов естественных монополий. По сути, это все местные энергокомпании и предприятия ЖКХ, которые работают под присмотром комитета по регулированию естественных монополий МНЭ. Но в проекте нет ни одного упоминания этого комитета. Это будет означать, что у монополистов появляется новое оправдание для повышения своих тарифов.

«Нацпроект фактически стал продолжением программы «Тариф в обмен на инвестиции», — сказал в интервью «Каравану» председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоснабжающих организаций» Сергей Агафонов. — Возникает вопрос, насколько прозрачным и эффективным будет процесс освоения указанных средств, учитывая предполагаемое участие в нацпроекте средств Нацфонда и ЕНПФ и возможные заимствования НУХ «Байтерек»?

Прибыль — это «базовая» мотивация любого бизнеса, при этом наше законодательство запрещает монополистам в энергетике получать эту прибыль. Монополия обязательно найдет, где ей заработать, но при этом неизбежно страдают смежные нерегулируемые рынки, на которые монополия имеет возможность влиять и на которых она начинает ограничивать конкуренцию и снижать их «прозрачность», — уверен глава ассоциации. И все для того, чтобы собрать свою «ренту» или прибыль, которой монополию лишили на ее собственном регулируемом рынке.

«Не было бы в этом ничего плохого, если бы на этом рынке – поставки оборудования и ремонтов – сохранялась бы здоровая конкуренция. И именно этому рынку в нацпроекте отводится ключевая роль! Таким образом, если ничего не менять, то средства нацпроекта могут попасть в неблагоприятную среду, непрозрачную и неконкурентную», — считает С. Агафонов.

НПП «Атамекен» тоже видит проблему в контроле за деньгами.

«…в такой редакции содержание Правил приобретения товаров, работ, услуг в рамках Нацпроекта может вызвать множество вопросов в случае осуществления закупок. В этой связи предлагаем в содержании Правил раскрыть такие аспекты процесса закупок, как: порядок проведения конкурсов и требования к конкурсной документации; возможность участия поставщиков, предлагающих импортные товары, предоставление приоритета казахстанским производителям; пределы вмешательства заказчика в закупочные процедуры; порядок обеспечения мониторинга строительства; минимизация рисков задержки реализации проекта; ответственность производителей; критерии несоблюдения Правил», — говорится в письме НПП в министерство нацэкономики.

В этой связи «Атамекен» предлагает широко обсудить проблемы, заложенные в проекте, и использовать площадку НПП для диалога и выработки совместных решений с приглашением всех участников рынка. Это значит провести круглые столы с участием экспертов, панельные дискуссии, сформировать рабочие группы с проведением открытых общественных слушаний.

Сам проект уже находится в архиве открытых НПА. А в его описании указано, что онлайн-обсуждение документа было запущено в 9 часов 7 ноября 2024 года, а закрыто обсуждение было в 11 часов 7 ноября 2024 года. Только два часа. При этом документ собрал 14 комментариев.