В ходе мероприятия исполнительный директор Ассоциации прямых продаж Казахстана Анастасия Калашникова выступила с речью, которая звучала одновременно как предупреждение и просьба о помощи. В центре внимания — проект нового Налогового кодекса, который в начале мая был отправлен в Сенат. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«Мы ждали упрощения, ясности. Но получили 1090 страниц. На мой взгляд, пока победили консультанты, а не реальный бизнес», — обозначила свою позицию Анастасия Калашникова.
По её словам, идея нового кодекса была хорошей, но в результате получилась система, в которой малому бизнесу просто не выжить.
Налоговая развилка: что ждет владельца фуры и консультанта в сетевом маркетинге?
Чтобы объяснить абсурдность новых положений, Анастасия Калашникова привела пример, который запомнился всем.
«Представьте водителя, который приобрёл фуру за 100 тысяч евро и занимается перевозкой грузов между городами, — сказала она. — Допустим, это 120-кубовая машина, и, разумеется, водитель работает не с физическими лицами, а с компаниями — именно они нуждаются в таких объёмах перевозок. Согласно проекту нового Налогового кодекса, у него есть два варианта: либо остаться на специальном налоговом режиме, но при этом стать неконкурентоспособным, либо перейти на общеустановленный режим, нанять бухгалтера, кормить его, брать на себя дополнительные расходы. При этом его деятельность не меняется. Госорганы говорят, что у него нет расходов. Но это не так: он покупает бензин, в цену которого включен НДС и акциз, оплачивает сопутствующие услуги. Просто он не отображает эти траты в отчётности. И простота учета позволяла ему работать».
Суть проблемы в том, что, согласно последней версии кодекса, компания на общеустановленном налоговом режиме больше не сможет принять к вычету услуги или товары, поставленные предпринимателем на спецрежиме. Это автоматически делает таких поставщиков менее выгодными, а иногда — и вовсе исключает их из делового оборота. По словам Анастасии Калашниковой, госорганы боролись с дроблением предприятий, а в результате побороли целую категорию перспективного бизнеса.
Анастасия Калашникова отметила, что схожая ситуация может затронуть и индустрию прямых продаж. Например, консультанты, продающие косметику или средства для похудения, нередко работают не только с частными покупателями, но и с бизнесом — поставляют продукцию в салоны красоты, фитнес-клубы, медицинские центры, а иногда и корпоративным клиентам (подарки сотрудникам, презентационные наборы и т.д.).
«Эти изменения касаются и нашей отрасли, где работает большое число людей. Мы ещё на раннем этапе подготовки Налогового кодекса предлагали ввести две ставки в рамках специального налогового режима — одну для B2B-сделок, другую для B2C. Это позволило бы сохранить прозрачность и упростить администрирование», - пояснила исполнительной директор.
Тимур Жаркенов, заместитель председателя правления НПП «Атамекен», подтвердил опасения предпринимателей.
«Налоговый ландшафт может измениться очень сильно. И не факт, что в лучшую сторону», — честно сказал он.
Он подчеркнул, что окончательное решение ещё не принято, и сейчас самое время доносить до Сената позицию предпринимательского сообщества.
«Я не хочу сейчас комментировать позицию государственного органа, у них есть определенные свои мотивы, но есть и определенные риски, на которые мы как раз хотим обратить внимание», — добавил он.
Проще не будет: позиция разработчиков
На защиту Кодекса встал Ерлан Сагнаев, директор департамента налоговой и таможенной политики Министерства нацэкономики. По его словам, работа над кодексом была титанической. И представитель министерства уверен, что итоговый документ стал лучше и проще. А то, что бизнес жалуется — это больше вопрос завышенных ожиданий, а не содержания.
«Какой-никакой кодекс, как бы его ни хаяли, на мой взгляд, как разработчика, он всё же стал значительно лучше и проще, что бы там ни говорили», — подвёл итог он.
Он также отметил, что простота не может быть универсальным решением для всех налогоплательщиков. Простыми могут быть только те нормы, которые касаются повседневных операций обычных граждан или малого бизнеса. Но когда речь идёт о работе с юрлицами, об исчислении НДС, налогообложении прибыли или международной отчётности — полностью упростить систему невозможно. Здесь требуется точность и детализация.
При этом Ерлан Сагнаев отметил, что у госорганов нет цели задушить бизнес, и для определённых категорий предпринимателей, скорее всего, будет упрощённый режим с пониженными ставками. И это будет прописано в подзаконных актах.
Из дистрибьюторов в безработные: чем обернутся перемены?
В завершение выступления Константин Кулинич, президент Ассоциации прямых продаж Казахстана, напомнил, что за понятием «малый бизнес» стоят реальные люди, для многих из которых это единственный источник дохода.
«Компании готовы соблюдать любые законодательные требования, — отметил он. — Но важно, чтобы они были понятны и выполнимы для дистрибьюторов. Мы говорим о людях, 85 % из которых — женщины. Мы сознательно обеспечиваем занятость, и, если система начнёт ставить препятствия, это затронет тысячи семей».
Круглый стол показал, что у предпринимателей остаётся множество вопросов, на которые они пока не получают ответов. Несмотря на заявленное партнёрство, диалог между государством и бизнесом всё ещё не стал полноценным. И если сторонам не удастся услышать друг друга, следующий диспут может быть под названием «Реквием по малому бизнесу».