Билл Уильямович заработал за карьеру где-то 219-226 миллиардов долларов. По другим данным - более 400. Но за 25 лет работы созданного им благотворительного фонда, направленного «на спасение и улучшение жизней по всему миру», он пожертвовал более 100 миллиардов. Сумасшедший? В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
В своем блоге он написал, что «в мире слишком много проблем, требующих решения. Я не готов держаться за ресурсы, которые можно использовать для помощи людям. Вот почему решил вернуть свои деньги обществу гораздо быстрее, чем изначально планировал».
Всего он готов пожертвовать более 200 «ярдов» долларов. Это почти столько же, сколько США потратили на войну против Вьетнама в 1960-1970-х (в тех ценах) и на поддержку Украины в войне с Россией в 2014-2025 годах.
Согласно завещанию, трое детей миллиардера получат всего по 10 миллионов долларов. О внуках-внучках ничего не сказано. Похоже, мистер Гейтс решил так: я все заработал сам. Детям помог. Пусть теперь сами учатся зарабатывать.
Справка «Каравана»
Третья, конечно, выглядит так себе. Коррупция в этих «разных странах» ого-го какая! Нигерия и Сомали уже два десятка лет бьются за чемпионство в этой категории на Африканском континенте. А там еще 2-3 десятка претендентов.
Гейтс понимает, кому хочет помочь?
Справка «Каравана»
И вот на старости лет американец решил «наказать» своих детей.
Основатель Microsoft не одинок в своем благородном порыве. Его инициативу поддержали десятки миллиардеров по всему миру. От Китая и Японии – до Южной Америки и Европы. В том числе и в России.
«А какая у них будет мотивация добиваться чего-то в жизни?»
В 2010 году миллиардер Владимир Потанин заявил, что не собирается передавать свое состояние в наследство детям. «Мой капитал должен пойти на благо обществу и послужить социальным целям. Во-первых, они находятся в моей тени. А во-вторых, какая у них будет мотивация добиваться чего-то в жизни?». В феврале 2013 года он присоединился к инициативе Билла Гейтса и Уоррена Баффетта The Giving Pledge («Клятва дарения»), пообещав завещать не менее половины состояния на благотворительность. И через год передал большую часть активов на это богоугодное дело. Но «с учетом наследства детям».
В 2013-м Алишер Усманов сказал, что у него нет наследников. И добавил: «Родственники мои - вполне состоятельные люди. И не нуждаются в моем наследстве. Аллах дал мне жизнь, и я обязательно создам фонды, в которых вижу жизненную необходимость: они будут связаны с развитием науки, искусства и спорта в России и на моей исторической родине, в Узбекистане».
В своем завещании Вагит Алекперов прописал создание фонда по управлению его долей в ЛУКОЙЛе, и «наследники долго к этим акциям подойти не смогут».
Инвестор и основатель фонда DST Юрий Мильнер присоединился к инициативе The Giving Pledge Билла Гейтса и публично дал клятву выделить на благотворительность не менее половины личного состояния. «Это попытка осмыслить жизненный опыт, чтобы сделать благотворительность эффективной. Я здесь, чтобы инвестировать в наши лучшие умы и наше совместное будущее».
В мае 2016 года Михаил Фридман объявил, что направит практически все свое состояние на благотворительность. «Я не любитель давать публичные обещания, но мое состояние пойдет на благотворительность. Худшее, что я мог бы сделать для своих детей, это передать им крупную сумму денег». И выразил надежду, что его дети добьются профессиональных успехов в жизни самостоятельно, как и он.
Чуть ли не в тот же день Александр Мамут сообщил, что оставит своим детям не деньги, а «нечто совсем другое», поскольку «прожигание папиного добра едва ли может стать достойным содержанием бытия». По его словам, он завещает своим детям часть средств, которая обеспечит им нормальный прожиточный минимум, но не сможет их испортить. «Я предпочел бы, чтобы мое состояние работало на какие-то русские институты, которые удастся создать, частично они уже созданы»…
Не уверен, что после 24 февраля 2022 года этот список меценатов пополнился. Но, подозреваю, всё будет по формуле «чужой пример – заразителен».
Справка «Каравана»
Это прогноз европейских экспертов. То есть, в 2023 году в Казахстане было 44 официальных миллионера. К 2028 году их будет уже более 60. Даже в США, Франции, Саудовской Аравии и Эмиратах не ожидают такого роста.
Свою идею благотворительности общественный деятель и филантроп Гейтс сформулировал так: «Когда я умру, обо мне будут говорить много разного. Но я твердо намерен сделать так, чтобы обо мне не сказали – он умер богатым».
Согласны ли с этой формулой члены казахстанского списка «Форбса» – миллиардеры и миллионеры?
И на что они готовы жертвовать часть своих капиталов?
Официальных миллиардеров в Казахстане можно пересчитать без калькулятора: журнал Forbes регулярно публикует этот список. И, видимо, министерство финансов в лице департамента госдоходов с ним согласно.
Сколько их у нас? Десятка не наберется. Плюс-минус каждый год туда-сюда 1-2 единицы. Но всё чаще «сюда».
Сколько у нас долларовых миллионеров? Где-то около сотни. Ну, плюс-минус. Общая заработанная сумма этими гражданами – 55-60 млрд долларов на начало 2025 года. Сейчас, возможно, больше. Кто и сколько из них отчехляет на благотворительность? А вот этих цифр нигде не найти. Разрозненные данные. Общей картины нет.
Навскидку – 6-7 товарищей, которые спонсируют культурные мероприятия, спортивные клубы, науку, образование и стартапы молодых мозгов. Фамилии перечислять не стану. Скажут, что рекламирую. Но у этой медали есть другая сторона. Проблемная! И как ее решить – это уже вопрос нашему парламенту.
В ряде стран законодательно утверждено: если некий олигарх тратит свои капиталы на благотворительность, ему полагается скидка по налогам. Если на науку и образование – еще больше.
В Казахстане эта норма меценатам не предусмотрена.
Лет 8-9 назад этот вопрос однажды попытались поднять в мажилисе. Кажется, фракция «Ак жол». Но он быстро затух. Почему? Нет ответа.
Где логика? Если у государства не хватает денег, чтобы профинансировать социальные проекты и программы, то почему бы не развязать олигархам руки и дать им возможность сделать то, на что у самого средств не хватает? Благотворительность – это же дорога с двусторонним движением?
Еще какая!
Ответ нашел в Интернете. Оказывается, многие благотворительные фонды, созданные миллиардерами, активно работают на них самих. Как так? Поясняем.
Допустим, фонд мецената поддерживает науку и молодые стартапы. Здорово же! Но этот филантроп небескорыстно использует удачные проекты для развития своего бизнеса, не важно, с чем он связан: добыча полезных ископаемых, производство продуктов питания, товаров народного потребления, да всё что угодно – вплоть до искусства и спорта! Самые яркие примеры – оперные и эстрадные школы, футбольные академии. Хозяева тратят огромные суммы, чтобы вырастить мировых звезд. Риск? Да, он всегда есть. Сотни, тысячи претендентов, на которых потратили сумасшедшие деньги, могут оказаться за бортом. Но если получится…
Тот же Гейтс влупил миллионы долларов в несколько перспективных стартапов – поддержал молодые таланты. Сегодня эти ребята работают на Microsoft. То же самое можно сказать о двух японских фондах, двух немецких, 5-6 китайских… Благотворительность с прицелом? А почему нет? Если миллиардеры сколотили свои капиталы благодаря мозгам, то почему бы не использовать все варианты для расширения своих империй и при этом прослыть меценатом?
И вот тут сверкает третья сторона медали: многим наследникам миллиардеров достанется малая толика: что от Гейтса, что от Усманова, что от Фридмана. В истории полно примеров, когда наследнички лихо проматывали всё, что завещали им родители. Похоже, эти уроки сегодняшние миллиардеры усвоили.
А казахстанские?
Пролистал список наших беглых олигархов-миллионеров, которые до сих пор в международном розыске. От Виктора Храпунова до Аслана Мусина и персонажей еще хуже. Никто из них, никто! – украв у соотечественников миллиарды и миллионы, ни разу не подумал о благотворительных акциях. Очевидно, они жили и «работали» только для собственного обогащения. Для сведения: они инвестировали украденные в Казахстане деньги в разные проекты в Европе. Мусин, например - в Болгарии и Черногории…
Просто «напоминалка»
Все ее помнят. Но не все готовы следовать ей.