Скуф, айдахар и квадроберы: что еще искали казахстанцы в 2024 году

В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Таких словей мы не знаем

Чаще всего в этом году казахстанцы искали слово «скуф». Это из тех слов или фраз, которые кто-то вбивал в строку поиска впервые. Словечко из молодежного жаргона, означающего мужчину средних лет, обделенного вкусом и интеллектом, искали 3,5 млн раз. На втором месте оказалась мечта скуфа – «альтушка». Что сие слово значит, пытались узнать 2,8 млн человек.

На тот момент, когда эти слова стали использоваться очень часто, статьи про них на «Википедии» еще не было, поэтому на «Вики» в топ запросов вылезло слово «квадробинг». Оно держало лидерство почти всю вторую половину 2024-го, но ближе к концу года в топ пробился «Орешник».

Самой прослушиваемой песней казахстанских исполнителей на официальных музыкальных порталах стал «Айдахар» группы «Ирина Кайратовна».

По числу скачиваний лидирует простенькая, но душевная песенка «Дарите женщинам цветы».

Среди просмотров клипов оказалась серия пародийных песен о буднях ассенизатора с неприличными словами. Вульгарное название машины, перевозящей отходы жизнедеятельности, накладывалось на мировые хиты, в том числе и на трио из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» и песенку Бременских музыкантов из мультика.

Порой кажется, что любой сериал о советском прошлом, где люди были добрее, а пломбир вкуснее, тем более основанный на реальных событиях, обречен на успех еще до того, как будет дописан сценарий.

В официальных онлайн-кинотеатрах самым просматриваемым сериалом стали «Игры», повествующие о подготовке к Олимпиаде-80, где зрителей покорил очень харизматичный дорогой Леонид Ильич в исполнении Юрия Стоянова.

Самым просматриваемым детским фильмом, опять же на официальных порталах, стал «Летучий корабль», глубоко по мотивам любимого детского мультика.

Из пиратских просмотров и скачиваний с торрентов пальма первенства досталась шокирующей ленте «Субстанция», о трагической судьбе стареющей актрисы, решившей омолодиться при помощи непонятного вещества и в итоге превратившейся в тошнотворного монстра.

Из отечественных фильмов на официальных онлайн-кинотеатрах зрителям полюбился триллер «Черный ящик», где полицейский считает, будто причиной смерти школьницы стала жуткая игра в соцсетях. Истории про игры из соцсетей «Синий кит» и «Тихий дом», где кураторы якобы заставляют детей покончить с собой, были популярны еще в далеком 2016 году, и подтверждений, что подобное существовало в реальности, до сих пор нет. Но слухи так напугали пап и мам в те времена, что фильм и сейчас вызывает мурашки по коже от одной мысли, будто такое могло быть на самом деле. Тем более действие ленты происходит в казахстанском колорите, что придает ему больше достоверности.

Мужикам нужно только одно

Любопытную статистику опубликовал сайт с черно-оранжевым дизайном, чье название не принято произносить в приличном обществе. Вкусы казахстанцев при просмотре «клубнички» в этом году сильно изменились. Почти 15 лет подряд в топе просмотров с территории Казахстана были горячие фильмы с азиатками и японские мультики, где много откровенных сцен. Сейчас же казахстанцы стали чаще смотреть видео со зрелыми женщинами. Ну что тут говорить. Вчерашние юнцы повзрослели, и мультики их уже не впечатляют.

А если серьезно, на изменение количества запросов повлияло изменение политики в соцсети «ВКонтакте». Прежде эротические фильмы там найти было проще, требовалось лишь сдвинуть бегунок в настройках. Во второй половине 2024-го опцию убрали, и любителям горяченького пришлось искать видео на других сайтах, а «ВК» был богат именно фильмами с дамочками старше 30 лет.

Но не стоит считать, что все казахстанцы мужского пола так уж зациклены на низменном.

Неожиданно в топ документалок вырвался ролик о Хароне, спутнике Плутона. Именно мужская часть населения чаще всего смотрела фильм о загадочном сателлите далекой планеты.

Интересу тоже есть объяснение. В 2024-м у казахстанцев стало вызывать любопытство все, что связано с астрономией. В начале года стали говорить, что к Земле приблизится зловещая рогатая комета Дьявола, потом часто говорилось об аномальной активности Солнца, и наконец пришла почти сенсационная новость о приближении метеорита, который упадет на территорию Якутии. Чтобы разобраться в том, что происходит на небе, люди стали чаще смотреть документалки на астрономическую тематику, а алгоритмы «Гугла» и «Ютуба» любезно подсовывали зрителям видео на эту тематику.

В октябре пресс-служба НАСА опубликовала уникальное фото Харона, снятое с космического телескопа Джеймса Уэбба.  

Событие, конечно, громкое, но лишь для тех, кто серьезно увлекается астрономией. Но интерес у простых обывателей, с трудом отличающих Венеру от Юпитера, вызвало не это.

В описании к фото говорилось о географии Харона, а точнее, о том, какие названия ученые дали его горам, пустыням и впадинам.

Оказывается, там есть горы имени фантаста Кларка и режиссера Кубрика. Впадины названы именами персонажей киносаги «Стартрек». Там есть кратеры Кирка, Ухуры, Сулу и Спока. Серия фильмов «Звездные войны» дала кратерам имена Люка Скайуокера, который в кино лихо махал световым мечом, принцессы Леи и даже злобного Дарта Вейдера, чье дыхание и мрачный вид долго являлись зрителям в ночных кошмарах.

Свой след в географии Харона оставила и бесстрашная Рипли из «Чужого». Рядом с кратером ее имени есть и кратер, названный в честь корабля «Ностромо», того самого, где бушевал монстр с кислотой вместо крови. Есть еще и места, названные в честь героев фантастического сериала «Доктор Кто», а непонятное темное пятно на Хароне зовётся Мордором, как страна злобных орков из «Властелина колец»

Так повелось еще с 1978 года, когда астрономы решили присваивать только что открытому спутнику имена фантастов и любимых персонажей из космоопер или фэнтези.

Плюс ко всему компьютерная реконструкция пейзажей Харона тоже впечатляет.

Так или иначе, документалки о Хароне интригуют еще в описании, и пройти мимо них практически невозможно.

Ваш «Доширак», синьор!

Прекрасные дамы, может быть, и любят космические дали, но их мысли все чаще заняты более земными вещами, например, чем таким вкусненьким угостить мужа и детей.

Больше всего домохозяйки искали видеорецепт рамен-карбонары. Это смесь итальянской кухни, только вместо дорогой пасты для основы берется брикет лапши из «Доширака». Рецепт привлекает кулинарок смесью вкуса голодных 90-х и изысканностью нашего времени. Ведь в блюдо входят и довольно дорогие ингредиенты, вроде хорошей сырокопчёной колбасы или добротной ветчины.

А если говорить о рецептах без лишнего выпендрежа, то казахстанок больше всего интересовало в этом году, как приготовить обычные вафли. Те самые, что лет 40 назад пекли их мамы и бабушки на неубиваемой советской электровафельнице.

Еще очень часто в этом году хозяюшки гуглили рецепты супа том ям, соуса чан, тайского супа из креветок и эстонского картофельного пюре с ячменем. Но гуглили не для того, чтобы приготовить или хотя бы купить, а просто узнать, что это такое.

Осенью прошла серия новостей о том, что некоторые блюда мира попали в список нематериального наследия ЮНЕСКО, и многим захотелось узнать, чего в них такого.

Кстати, в этот список совсем скоро могут попасть баурсаки и бешбармак, но именно приготовленные на открытом огне, с дымком от саксаула. По понятным причинам, рецепты бешбармака никто из казахстанок не гуглил. У нас женщины, наверное, рождаются с талантом готовить это ароматное и вкусное блюдо.

У нас тут своя олимпиада

Как и все человечество, казахстанцы внимательно следили за громкими мировыми новостями: «Крокус», конфликт в Украине, события в Сирии и на Ближнем Востоке, выборы в США. Неудивительно, что рейтинг запросов по этим новостям находится в топе запросов и в Казахстане.

Среди новостей нашей родины больше всего люди интересовались паводком на западе страны. Это крупнейшее наводнение за последние 80 лет, и каждый день той неспокойной весны приносил шокирующие кадры.

Из мирных и позитивных новостей казахстанцев больше всего в этом году интересовали «Игры кочевников» Запросы, касающиеся этого события, стали нарастать еще с мая, и среди новостей спорта опередили даже Олимпиаду в Париже. Лишь дважды Олимпийские игры интересовали казахстанцев больше родных. Запросы, касающиеся парижских мероприятий, потеснили «Кочевников» на три дня после эпатажной церемонии открытия, где французы глумились не только над своей историей, но и над здравым смыслом. И еще около двух суток казахстанцы искали легендарный момент с турецким стрелком, который палил по мишени со спартанским спокойствием, будто выполняя рутинную работу.

Любимым мемом казахстанцев в этом году стал котик, танцующий тектоник. Его постили у себя в сторис и на страничках чаще всего. Тут наши пользователи отличились от российских. Там лидером стал жуткий говорящий котяра с монотонной речью, который бубнил: «Бу, не бойся!», и задорный «Чиназе-с!».

У казахстанских любителей выкладывать собственные танцульки в «ТикТоке» неожиданную любовь обрела навязчивая арабская песенка «Шик шак шок».

Люди постарше накладывали на видео всё ту же «Дарите женщинам цветы». Она звучала фоном в основном под записями на праздники, когда супруг или дети вручали даме пышные букеты.

Самым пересылаемым роликом стало видео с истерическим криком: «Не надо, дядя!». Его отправляли, как реакцию на какое-то не очень приятное сообщение, например, выйти поработать на выходных, или пригласить на шашлыки не очень приятного персонажа.

А самым изменяемым персонажем стал котик в шапке звездочета и с волшебной палочкой.

Картинке уже не меньше восьми лет, но шаблоны позволяют вписать туда любой текст, и котик может наколдовать собеседнику что угодно, от виллы на море до расстройства желудка. Этим баловались люди постарше, еще только открывающие для себя IT-технологии.

Молодежь, научившаяся владеть гаджетам раньше, чем говорить, для развлечения и розыгрышей собеседника использовала нейросети. Чаще всего пробные периоды платных сеток. Нейросети умели писать музыку на любые стихи, снимать ролики по заданному сценарию и рисовать смешные картинки. Тут уж трудно определить, что пользовалось особой популярностью, потому что сюжеты пользователи выбирали, понятные только малочисленной группе людей.

Бесплатные же нейросети использовались для пересылки готового продукта редко. Там часто установлены ограничения, не позволяющее генерировать нечто, что может быть оскорбляющим, пугающим или просто неприятным. А милые, но беззубые картинки годятся лишь на аватарку.

Тут люди простые, шейхов нет

Что касается интернет-магазинов и маркетплейсов, то главной новинкой продаж, которой интересовались чаще всего, стал дубайский шоколад. Правда, только треть вбивших это лакомство в строку поиска решилась на покупку.

Дубайский шоколад и правда вызывает острое желание заказать сразу несколько плиток. Он упакован в красивые коробочки, а под толстым слоем премиального шоколада прячется аппетитная, хрустящая масса из фисташковой пасты. Отпугивает покупателей только цена. Дешевле чем за 5-6 тысяч тенге лакомство не купить. В казахстанском сегменте соцсетей даже появился ролик, будто настоящий казах должен любить не дорогущий дубайский, а более дешевый и вкусный казахстанский шоколад, где между двух обычных плиток из супермаркета лежат сочные кусочки казы.

С этим поспорить трудно. Дубайский шоколад, может, и поражает изысканным вкусом, но сколько казы можно купить вместо одной крохотной плитки!

В остальном же на маркетплейсе казахстанцы заказывали все, как обычно: одежду, обувь, посуду, но отметился любопытный тренд. В подарок для детей папы и мамы стали чаще заказывать не бесполезные игрушки, а обучающие наборы вроде «Юного химика», детские телескопы и микроскопы, а также предметы для творчества: краски и кисти, музыкальные инструменты, нитки для вышивания, приборы для выжигания. Полезные игрушки покупали и прежде, но в 2024-м количество заказов увеличилось на 12 %.

Для малышей, которым творить еще рано, хитом продаж стала пучеглазая и немного грустная мягкая игрушка Pou и наборы сквишей. Это маленькие фигурки из материала, напоминающего очень мягкую резину. Некоторые из них приятно пахнут особыми добавками и выполнены в виде фруктов или десертов. Есть и крошечные зверушки, которые не пахнут ничем, кроме самой резины, но их приятно мять в руках.

Но настоящем хитом среди сквишей стала игрушка в виде кошачьей лапки. На нее приходится каждый третий заказ.

В Интернете есть много негативных отзывов о сквишах. Якобы там могут содержаться вредные вещества, игрушка убивает фантазию, или ребенок может ее проглотить, спутав с настоящей едой, но выглядят эти фигурки намного приятнее монстра Хагги-Вагги, а игр с ними можно придумать больше, чем со спинером или поп-итом, которые были модными несколько лет назад.

Забавно, но при всей любви казахстанцев к лошадям количество заказов наборов для хоббихорсинга, то есть для скачек на палке с головой лошадки, у нас в разы ниже, чем в других странах. Действительно, в нашей стране едва ли не у каждого ребенка есть родственники в ауле, которые с радостью предложат покататься на настоящей, а не дурацкой деревянной коняшке. А еще наши дети больше любят лошадок кушать, чем в них одеваться.