В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
«Как воспитать поколение, которое будет уважать закон, а не бояться его?»
«Сегодня мы видим, что часть подростков, к сожалению, совершает серьезные проступки – от драк до более тяжких преступлений. Многие из них просто не знали, что нарушают закон. Они не понимали, что за это наступает ответственность. Правовая безграмотность – вот настоящая угроза».
Вот генпрокуратура и предложила министерству просвещения ввести этот предмет, который могут вести практикующие юристы. Чтобы открыть глаза будущим нарушителям закона: «наследил» – будешь отвечать. Это ориентир: куда дальше пойдет твоя жизнь?
В конце апреля выяснилось, что больше половины обратившихся с начала года за психологической и юридической помощью в государственный контакт-центр «111» – подростки. Более 81 тысячи обращений (до 18 лет – более 48 тысяч запросов).
Координатор центра Гульсум Жиенова: «Порой они сами не понимают, что с ними происходит. Ждут помощи от взрослых». А родители сами не всегда понимают, что происходит с их чадами.
В прошлом году удалось спасти трех девочек в Карагандинской и Алматинской областях, которые хотели закончить школу самоубийством после выпускного. Потому что «так и не нашли друзей, которые бы их понимали».
Комментарий социопсихолога Евгения Каменова:
«В телефоне нет друзей. Ты можешь найти там только темы для общения. С живым человеком можно поспорить. Глаза в глаза. Но спор в Инете чаще всего оборачивается блокированием оппонента. Нет его – нет проблемы. Дети разучиваются общаться вживую. Они теряют навыки коммуникативности в реальном мире. Нет «живых друзей» – нет решения проблем».
Как считает психолог Галина Чернова, «в подростковом возрасте все чувства обостряются, дети становятся очень впечатлительными и внушаемыми… При этом чаще всего они не до конца осознают последствия своих поступков».
В теории все сказано. В жизни проблемы остаются
Самые громкие случаи в этом году подтверждают слова эксперта. В феврале в Семее четверо подростков избили одного. И все снимали на телефон, а потом выложили в Сеть.
В Темиртау пятеро 14-летних жестоко избили и ограбили одинокого 67-летнего пенсионера. И тоже записали эту казнь на видео. После того, как всех задержанных водворили в СИЗО, выяснилось, что двое из них сами потом были избиты сверстниками. Именно из-за нападения на старика. Уже два уголовных дела. В департаменте юстиции отметили, что тем, кто издевался над стариком, грозит до 7 лет реального лишения свободы. Потому что преступление совершено группой лиц по предварительному сговору.
Случаев, подобных этим, в нынешнем году уже более десятка. Тенденция?
Психоаналитик Гульмира Егай прокомментировала «Каравану» ситуацию.
«В последние 3-4 года идет рост подросткового насилия. Старшеклассники издеваются над младшими. Насилуют, грабят. Какое-то изменение сознания. Что спровоцировало такое изменение в мозгах? Только ли родители в этом виноваты? Школа ни при чем? Нет! Такое было всегда. Просто сейчас эти ситуации стали чаще освещать в СМИ. Еще и телефоны, на которые фиксируют эти токсичные ситуации. Раньше это было менее заметным. Потому что родители больше внимания уделяли своей работе: экономические кризисы, пандемия, девальвация, рост цен и коммунальных тарифов… Дети чаще всего росли в режиме «самостоятельности». Поэтому проблемы детского насилия часто замалчивали и скрывали. По причине позора и чувства стыда.
В древности за постыдные поступки могли выгнать из «стаи» (сообщества). Этот сценарий из поколения в поколение оставался в памяти людей: все, что может быть постыдным, оставалось в тайне. Чтобы не выгнали из «стаи». Насилие происходит из семьи. Причина – наследованные негативные родительские сценарии. Когда мама оскорбляет мальчика или отца мальчика, происходит сильный эмоциональный всплеск. Психика ребенка остается в этом состоянии. Тут он либо убегает, либо замирает на месте, либо бьет в ответ.
Если ребенок маленький, а мама большая, то чаще ребенок может замереть на месте. И эта агрессия не уходит. Она остается в памяти. Даже если ребенок вырос.
Бессознательно принятое действие будет воспроизводиться до тех пор, пока мальчик, уже будучи взрослым, не осознает эту модель поведения и осознанно не начнет менять. Уровень насилия в школе высокий. Уровень осознанности низкий. И подростки, причиняя насилие, не видят всех возможных дальнейших негативных сценариев и не задаются вопросом: а какие будут последствия?
Не зря детей до 18 лет у нас называют несовершеннолетними. А в Соединенных Штатах – до 21 года. Потому что психика подростка очень гибкая. Становление происходит постепенно. Неблагополучная семья – одна ситуация. Нормальная семья – другая. У детей вырабатывается механизм повторения привычных ситуаций.
Наказание, как форма воспитания?
Уровень насилия возрастает в период полового созревания. Это 12 лет и старше – за счет гормональной перестройки, когда ее уровень (а тестостерон отвечает за агрессию и активные действия) растет. Вот тут надо внимание обратить на интересы, досуг, учебу ребенка, чтобы перенаправить излишки энергии в здравое русло. И обратить внимание на раздельные комнаты для детей разных полов.
Большая часть действий человека – наследованные родительские сценарии, которые воспроизводятся автоматически. Зря их не замечают. Когда мальчик растет, то бессознательно уже наказывает девочек, похожих на маму. Если она наказывала сына морально и физически. Такой же пример будет с девочкой, похожей на маму, но позже. В садике, в школе, в университете, при построении семьи.
Аналогичная ситуация, где насилие происходит со стороны отца – дочке.
И также есть такой бессознательный биологический механизм, когда мама будет относиться к сыну лучше, чем к дочке. Так как с дочкой идет конкуренция за внимание папы. А мама с дочкой - одного пола. Такая же ситуация, когда папа относится к дочке лучше, чем к сыну.
Больше детей в семье – меньше проблем?
В зависимости от порядка рождения ребенка у родителей меняется стратегия отношения к ребенку. Больше требований предъявляют к старшим (первый ребенок в семье). Значит, момент морального, физического насилия может быть выше. К средним требований и возможного насилия уже меньше. К третьим детям требований возможного насилия уже нет. Эти дети вырастают самыми свободными и менее травмированными психологически. Да, полностью убрать все негативные сценарии, наследованные из одного поколения в другое, сложно. Но сократить количество повторяемых негативных сценариев и психологических травм и как следствие, насилия можно только путем постоянного наблюдения и анализа своих действий.
Бермудский «треугольник Карпмана»
Как изменить ситуацию? Закономерная особенность жертв насилия из неблагополучных семей – это чувство стыда за бедственное финансовое положение родителей, отсутствие позитивного микроклимата в доме. А так как чувство вины и стыда привлекает к себе наказания, то дети из неблагополучных семей переносят эти проблемы на себя и бессознательно играют роль жертвы в «треугольнике Карпмана»: преследователь/тиран - жертва - спасатель. Где эти роли могут играть другие подростки. А в качестве спасателя – учителя, наставники.
Иногда трудно отследить, в каком текущем положении находится ребенок. Потому что со временем роли могут поменяться. И вчерашняя жертва может стать преследователем/тираном. Или спасителем.
«Треугольник Карпмана» не зря называют токсичным. В нем какие-то дети могут пойти по пути негативного сценария родителей, если рядом не будет позитивного примера. Все зависит от того, какие цели появятся у подростков. Это опять же все от родителей, а не от школы».
От школьной скамьи до скамьи подсудимых
Месяц назад во Дворце школьников Астаны прошла онлайн-трансляция судебного процесса над несовершеннолетними, совершившими уголовное преступление. Сотни школьников видели реальный судебный процесс – с судьями, прокурорами, адвокатами. Суть дела: два беспредельщика вымогали деньги у одноклассников. Вымогая – выбивали в физическом смысле. И все это снимали на камеру. А это 194 статья Уголовного кодекса – до 4 реальных лет лишения свободы.
Не знаю, как восприняли юные зрители этот сюжет. Он был постановочным. Но основан на реальных событиях. Актеры сыграли свои роли убедительно. Возможно, зрители поверили. Хорошо бы, чтобы поверили.
Комментарий юриста Алексея Шмидта.
«Пару лет назад была мода – возить чиновников на экскурсии в места заключения: мол, если будете воровать бюджетные средства и взятки брать, то здесь и окажетесь. Ну что такое экскурсия на 2-3 часа? Если бы их оставили там хотя бы на 2-3 дня, и чтобы они там эти дни прожили в этом режиме, то эффект, наверное, был бы сильнее. Наверное, особо агрессивным школьникам тоже надо демонстрировать что-то такое же. Но, видимо, в другом формате. И с психологической поддержкой».