Вот только, кажется, на стоимость авиабилетов это все равно никак не повлияло – казахстанцы не устают жаловаться на высокие цены. Да и не только.
Почему из Астаны можно доехать до Кокшетау, а там пересесть на самолет, вылетающий в Россию, и это может обойтись дешевле, чем если напрямую лететь из Астаны в тот же Омск или Санкт-Петербург? Почему проще добраться до того же Омска на автомобиле, а уже из него планировать любой авиамаршрут по РФ, но опять же намного дешевле, чем воспользоваться прямым самолетом, например, из столицы? Даже с учетом затраченного на дорогу бензина. Почему в Казахстане нет возвратных авиабилетов, причем, заметьте, полностью возвратных, как в тех же США, где «невозвратный» авиабилет можно сдать за семь суток до вылета и пассажиру вернут его полную стоимость? Да и вообще, что происходит с авиационной отраслью в республике, а точнее, с гражданской авиацией? Которая все больше становится по карману только деньги имущим, а не является удобным, быстрым и безопасным видом транспорта, который должен быть предназначен для большей части населения страны?
Что делать пассажиру, если его права нарушаются, цены на авиабилеты растут в геометрической прогрессии, а самолеты – то они есть, то просто растворяются в тумане, причем как в прямом, так и в переносном смысле?
Своим мнением об этом поделился депутат Мажилиса парламента РК Марат Абенов во время заседания Общественной палаты при Мажилисе парламента РК, где речь зашла «об авиационной деятельности и авиационных услугах в сфере пассажирских перевозок».
- Существующие сегодня в стране авиакомпании – не частные, половина акций принадлежат государству, и у них не есть цель – заработать больше денег, давайте не будем лукавить, у них социальные задачи. Во-вторых, авиакомпании за пенсионные накопления граждан купили за миллиарды тенге акции Air Astana и Fly Arystan, и мы все стали совладельцами акций. Так что, по сути, убытки, которые сегодня несут авиакомпании – на 30-40 процентов пошло удешевление акций, эти деньги потеряли мы. Неэффективный менеджмент Air Astana, который по непонятным схемам чиновникам распродает билеты со скидками, должен быть для КГА и Генпрокуратуры основанием для возбуждения уголовных дел. Что касается основных жалоб, которые исходят от пассажиров, то очень много – по задержкам рейсов, в последнее время участились случаи по предаварийным ситуациям, задымлению рейсов, перепродаже билетов, невозврате денег и т.д. При этом в парламент пришел закон «О защите прав потребителей», и знаете, что там было? Оказывается, еще в 2020 году из него убрали пункт «проверка авиакомпаний по жалобам потребителей». И точно такой же пункт просто-напросто убрали и из Предпринимательского кодекса. Почему авиакомпании боятся проверок по жалобам потребителей? Почему именно для авиации сделали льготные условия – они хотят, чтобы их никто не трогал, не проверял тарифы, никто не жаловался, и были невозвратные билеты! - возмутился депутат.
Кстати, в том же 2020 году в озвученный закон вместо убранного пункта включили другой – как раз таки о невозвратных тарифах.
- Нигде в мире такого нет! Да, такая идея существует, но она формальна. Например, в США, которые первыми ввели эту идею, правило применимо лишь в случае акционного авиабилета, либо купленного с большой скидкой. И все это оформляется договором. В Казахстане же почти 80 процентов билетов невозвратные, и нет никакого выбора. При этом почему-то переложили ответственность только на пассажиров, тогда как и Гражданский кодекс, и бизнес-взаимоотношения предполагают договор. Но до сих пор нигде в открытом доступе подобных документов опубликовано не было – нет правил, какие билеты или тарифы невозвратные, на каких условиях это все оформляется, можно ли сдать. Тогда как в США можно вернуть обратно любой авиабилет за семь суток до вылета рейса, в том числе даже тот, который считается невозвратным. Если там же происходит задержка рейса на три часа и пассажир отказался от вылета, то ему возвращается через семь дней полная стоимость билета. В России за 30 минут до вылета можно сдать любой билет, и деньги будут обязаны вернуть. А у нас все написано против пассажиров, чтобы усилить монополию наших авиакомпаний, - посетовал мажилисмен. Однако в заключение заявил, что вышеперечисленные пункты находятся на контроле парламента…