Льготный проезд за деньги: как ONAY подмял под себя весь рынок в Алматы

Профильные государственные структуры имеют на деятельность ТОО «Транспортный холдинг Алматы» противоположные взгляды. В ситуации разбиралась корреспондент Caravan.kz.

Технологический прорыв при оплате за проезд

Система оплаты проезда в общественном транспорте Алматы появилась осенью 2015 года. Жители нововведение встретили сдержанно: компания установила стоимость транспортной карты 400 тенге, что считалось очень дорого.

Руководство города поясняло, что в стоимость входит 1 поездка, а остальное потом вернут. В качестве единственного оператора системы оплаты проезда ONAY было представлено ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». Деятельность бизнес-структуры должна была оплачиваться за счет комиссионных сборов – 10 % с каждой поездки. Детали – кто в реальности будет оплачивать услуги холдингу, пассажиры или автобусные парки - не сообщались.

Между тем комиссионный сбор с каждой поездки, как тогда, так и сейчас – не единственный источник дохода холдинга.

Доходный бизнес на картах ONAY

ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» является также единственным продавцом транспортных карт ONAY в Алматы. Пластиковые карты производят прямо в центре работы с населением: сотрудник и компьютер – вот весь нехитрый арсенал. Сколько сотен миллионов тенге было получено и получает холдинг на продаже карт - неизвестно. Официально сообщается только, что компанией «реализовано 4,4 млн транспортных карт, из них 1,3 млн – социальные» (источник - https://www.gov.kz).

Возможность использовать виртуальную карту,  которая «выдается» бесплатно в мобильном приложении ONAY,  нужна далеко не всем. Фокус в том, что никаких льгот за проезд по виртуальной карте не предусмотрено – дети, студенты, школьники, пенсионеры и все остальные льготники обязаны платить как все – 120 тенге за проезд.

Поэтому каждый из них вынужден покупать свой вид транспортной карты из пластика по цене, которую назначило ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». Приведем несколько примеров из прайс-листа, размещенного на сайте компании.

Важно.

Карта «Школьник».

Стоимость карты для школьников составляет 800 тенге, как и для обычной карты без льготного проезда. А вот перевыпуск в случае потери - 1800 тенге! К слову, при утере обычной карты, без льгот, процедура перевыпуска не предусмотрена, а новая будет стоить те же 800 тенге. Разница – 1000 тенге.

Карта «Дети от 7 до 18 лет».

Ситуация с детьми аналогична: государство предоставляет им льготный проезд – 60 тенге, а цена за карту равнозначна обычной – 800 тенге. Перевыпуск – 1800 тенге.

Особо обратим внимание на условие для сирот и воспитанников из детских домов на корпоративном сайте onay.kz:

«Стоимость перевыпуска карты «Дети от 7 до 18 лет» для воспитанников детских домов и организаций, приравненных к ним - 950 тенге».

Карта «Студент».

В отношении студентов очных отделений установлен тот же подход: льготный проезд от государства, стоимость выпуска льготной карты равнозначна обычной – 800 тенге, перевыпуск – 1800 тенге.

И снова особые условия на сайте компании:

«Стоимость перевыпуска карты «Студент» для воспитанников детских домов и организаций, приравненных к ним – 950 тенге».

«Социальная карта пенсионера».

Для пенсионеров Алматы поставщик услуги установил стоимость – 500 тенге. Перевыпуск обязателен – ТОО «Транспортный холдниг города Алматы» утвердил срок действия карт для пенсионеров – 5 лет. Данное условие отсутствует для подавляющего большинства карт для льготников и обычной карты. О сроке действия - 5 лет - нет ни единого слова ни на корпоративном сайте ТОО - onay.kz , ни в публичном договоре, который опубликован на этом ресурсе.

Обязательный перевыпуск карты пенсионера стоит дороже – 950 тенге.

Для чистоты исследования добавим, что в стоимость льготных карт включена одна поездка – 60 тенге.

Всего государством определен перечень из 13 категорий граждан, имеющих право на льготный проезд , и для каждой из них холдинг установил свои расценки. Отсюда возникает вопрос: из чего формируется цена на карты, и почему при их перевыпуске они стоят в разы больше? Ну и главное: почему выпуском карт занимается единственная компания?

Выстраивается довольно странная система: государство предоставляет льготы для своих граждан, но они не могут ими воспользоваться, если не купят пластиковую карту у бизнес-структуры, которая владеет платежной системой, а саму транспортную услугу оказывают совсем другие предприниматели.

Напомним, что вполне официально ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» получает 10 % от каждой поездки. Видимо, этого недостаточно?

Монополист не монополист

Называть систему ONAY, действующую в Алматы, только платежной системой не вполне корректно. В своих официальных документах, опубликованных на сайте, холдинг называет ее «Автоматизированной системой учета и оплаты проезда» и услугой электронного билетирования. В этом случае положение самой компании на рынке транспортных услуг Алматы можно расценивать как монопольное. Ведь ни одна другая бизнес-структура деньги за проезд не собирает и билетов за оплату не выдает. Но чиновники из акимата Алматы придерживаются иной позиции:

«В городе Алматы, наряду с системой электронной оплаты за проезд ONAY, услуги по проведению электронных платежей за проезд в общественном транспорте также предоставляют банки второго уровня (АО «Kaspi Bank», АО «Народный Банк Казахстана» и др.), а также операторы мобильной связи (Beeline, Kcell, Altel, Tele2)», - из ответа управления городской мобильности города Алматы на запрос Caravan.kz .

Можно предположить, что чиновники не пользовались никогда автобусом или не знакомы с «Публичным договором об услуге электронного билетирования ТОО «Транспортный холдинг города Алматы». В противном случае они бы знали, что при оплате, например, через sms, в ответ приходит электронный билет ONAY. Что касается банков, то через них пополняется баланс транспортной карты. В целом все перечисленные способы оплаты из ответа управления являются не чем иным, как различными видами кассовых аппаратов, не более того. Ни одна из них не обладает автоматической системой учета и оплаты проезда и не оказывает услугу электронного билетирования, как ONAY.

Все-таки монополист?

Но вот другое ведомство - Департамент Агентства по защите и развитию конкуренции РК по городу Алматы - монополию увидело:

«Департаментом проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке билетирования общественного транспорта города Алматы за период с 1 января 2021 года по 1 июля 2023 года, по итогам которого установлено монопольное положение ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» (далее – Товарищество).

Похоже, что ситуация осталась подвешенной и никуда с тех пор не сдвинулась. Рынок электронного билетирования официально открыт, но почему-то никто из предпринимателей в супервыгодный сегмент бизнеса не вошел. Сам холдинг никто из государственных структур тоже ни в чем не ограничивает. Ни по ценам за льготные транспортные карты, ни в размере комиссии  - 10 %, которую компания имеет с каждой поездки. Монопольное положение вроде есть, но вроде его и нет.

Сколько стоит продать билет

Рынок общественного транспорта Алматы – крупнейший в стране. Хотя открытых данных в публичном пространстве мало, но в сообщении на сайте gov.kz  говорилось о 455 миллионах поездок в год. Если грубо усреднить льготников и цену за обычный проезд, то получим где-то 90-100 тенге за поездку. Соответственно, общая сумма продаж может превысить 40 миллиардов тенге за год. Это очень близко к реальности, в 2017 году тогдашний аким Алматы Байбек оценивал транспортный рынок южной столицы в 30 миллиардов тенге.

Вспомним, что ТОО «Транспортный холдинг города Алматы» сообщал о получаемой им комиссии - 10 % с поездки. При нынешнем раскладе это может принести свыше 4 миллиардов тенге дохода. Но это, конечно, условная цифра. Финансовых отчетов компания не публикует и в этом отличие от признанных монополистов. Для них открытая отчетность, контроль за тарифами и ценами со стороны государства носят обязательный, тотальный и ограничительный характер.  

Между тем ситуация требует своего разрешения – положение любой бизнес-структуры в стране должно быть определено, и оно не может быть выше интересов государства. Размер комиссии по линии ONAY – 10 % - «сидит» в цене, которую платят алматинцы за каждую поездку. Это много или нормально – ответ должен дать государственный орган, но пока его нет. А какой процент прибыли получает услугодатель? Почему за десяток лет никто из предпринимателей так и не пришел на рынок - тоже важно знать. Ну и, наконец, доступ к государственным льготам только через оплату карт компании… Скажем аккуратно, эта ситуация вызывает недоумение.

Для справки