Казахстанцы могут не платить за ямы на трассах: почему водители сомневаются в новых правилах

Как уточнили в Министерстве транспорта, начисление прекращается сразу после обнаружения проблемного участка и возобновляется только после завершения ремонта. То есть, если на 100-километровом отрезке выявили 5 километров с повреждениями, оплачивать придётся лишь 95 километров в исправном состоянии.

Сообщить о дефектах можно самостоятельно, позвонив на круглосуточную линию 1403. Обращения обещают брать в работу сразу, а перерасчёт или возврат платы делать автоматически. Новое правило распространяется на все платные дороги республиканского и международного значения. По словам министерства, это должно гарантировать прозрачность и равные условия для всех водителей. Но на практике остаётся много неясностей. Как именно будут определять дефекты и рассчитывать компенсацию? И как долго придётся ждать возврата?

Сомнения автомобилиста: будет ли возврат на практике?

Своим мнением с Caravan.kz поделился Кирилл Иванцов, водитель с 15-летним стажем и активный житель Алматы, который не молчит, когда речь заходит о дорогах:

«Существует государственный стандарт Республики Казахстан «Автомобильные дороги. Термины и определения» (СТ РК 1053-2011). Согласно пункту 2.7 этого стандарта, описаны определения дефектов и всё, что с ними связано на дороге. Речь идёт о различных повреждениях дорожного полотна, возникающих в процессе его эксплуатации.

Километры сомнений: компенсируют ли плату, если дорогу ремонтируют?

Непонятен и механизм возврата денег в случае, когда часть дороги ремонтируют.  Кирилл Иванцов задается вопросом, будут ли в таком случае возвращать деньги:

«Вот я постоянно вижу ремонты дорог. При этом трассу перекрывают не полностью, а, например, одну полосу. Возникает вопрос: как в таких случаях считается километраж и плата? Начисляется ли плата, если закрыта одна полоса и водитель объезжает по другой?».

То же самое касается и дефектов. Например, фуры одна за другой проехали и примяли покрытие, образовались колеи. Это будет считаться дефектом или нет? Как это будут фиксировать и компенсировать? Как система определит, что дефект был именно в тот момент, когда проезжала конкретная машина, и что именно за этот участок нужно вернуть деньги.

«Допустим, дефект — это яма на дороге размером, например, 40×40 сантиметров. Как в таких случаях будут вести расчёт? Отдельно за каждый такой квадрат или за целый участок, если ямы тянутся, скажем, на 10 километров? Как будут измерять этот отрезок: от первой до последней ямы или по-другому? Или каждая ямка будет фиксироваться отдельно, с расчётом площади и сроков ремонта? Как по каждой яме будут считать компенсацию, сколько времени это займёт? Ведь даже текущий, пусть и небольшой, ремонт требует ресурсов.

Новые правила выглядят, как шаг к справедливости: платить только за то, что соответствует стандартам. Но пока это больше похоже на красивую декларацию, чем на отлаженный механизм.

Будет ли система перерасчётов действительно работать автоматически, без заявлений и бюрократии? Сможет ли Минтранс доказать водителям, что их деньги возвращаются честно и вовремя? Ответы на эти вопросы появятся только после первых реальных случаев.