Как говорится, казахстанцы, почувствуйте разницу, учитывая, что курс к тенге сегодня - примерно 75-76 юаней…
Но и это не все. Китай – вообще удивительная страна, полная противоречий и загадок на протяжении пяти тысячелетий ее древнейшей истории. А теперь – и современности.
До нынешней поездки довелось побывать здесь в 2018 году, когда основное внимание в этом государстве уделялось началу развития проекта «Один пояс – один путь» и Синьцзян-Уйгурскому автономному району. С тех пор в Китае многое изменилось, но развитие по-прежнему идет семимильными шагами, да и технологии далеко ушли вперед, даже в сравнении с американской Силиконовой долиной или российским инновационным центром Сколково. Возможным это путешествие стало благодаря организации тура по линии посольства КНР в Казахстане.
Первое впечатление, конечно, впрочем, как им и положено, производят аэропорты – ворота в город, в страну, куда прибывает путешественник. Аэропорты в Китае разные, но отличаются одним свойством – здесь абсолютно все приспособлено под нужды прибывающих пассажиров. И, главное – очень серьезное отношение к безопасности полетов. Достаточно упомянуть, что тот же лондонский Гатвик «забывает» о своих гостях, стоит только пройти паспортный контроль. Сравнивая цены на фастфуд, например, в аэропорту Сианя с аэропортом Астаны, отметим, что, к сожалению, это сравнение будет не в пользу последнего. Обычный хот-дог, который в столичной гавани может обойтись порой более чем в 2000 тенге, здесь стоит около 6 юаней, причем напитки – кока-кола, минеральная вода и т. п. будут предоставлены бесплатно, как приложение, и в неограниченном количестве.
Заметим, что речь не идет о недавно открывшемся пункте питания в зале прилета внутренних рейсов в той же Астане, где, по некоторым данным, расценки якобы ниже. Сравнение – пункты питания в международных терминалах.
Что касается доступа в культурные учреждения, то они практически везде бесплатные. Исключения могут составлять лишь частные музеи, коих предостаточно в любом населенном пункте. Да и там расходы не будут превышать 10 юаней за вход – китайцы очень чтят свою историю. А еще они очень словоохотливые, вежливые, за все время путешествия не было ни одного инцидента, который бы заставил думать обратное. Наоборот, готовы помочь и сделать все, что в их силах, чтобы иностранцу, который заблудился или нуждается в какой-либо помощи, было комфортно. Любопытно, что пресловутый языковой барьер (английский, кстати, знают и употребляют там не все и не всегда) теперь, кажется, канул в Лету.
Да, конечно, можно сказать, мол,переводчик Google в помощь. Однако в Китае разработали совершенно новый вид коммуникаций, который и был продемонстрирован компаний Lihua в городе Шэньчжэне, по сути, являющемся одним из инновационных центров этой страны. Основан он на голосовом воспроизводстве, который автоматически переводит собеседнику речь его визави на экране телефона, ноутбука и т.п. и может применяться от обычного общения в видеочатах до использования на межправительственных заседаниях.
К слову, о местном интернете, который в размере 30 Гб с включенными звонками для китайцев обходится в среднем в 50 юаней в месяц. И скорость его точно будет больше, чем у казахстанского. В отличие от цен.
Есть еще несколько особенностей китайских мегаполисов, которые не могут не удивить. Все города Китая – густонаселенные. В том же Шэньчжэне количество жителей достигает 18 миллионов человек, однако утром и даже в послеобеденное время на улицах очень мало людей! Зато после окончания рабочего дня проспекты превращаются в густо движущийся муравейник. Поневоле посочувствуешь местной полиции, хотя весь этот кажущийся вроде бы хаос на дорогах подчиняется строгому регулированию. И потому, наверное, мы не видели ни одной аварии. А вот самокатчики в китайских городах дадут фору казахстанским уж точно – на этом виде транспорта передвигаются, кажется, все, кроме совсем уж маленьких детей. Да, конечно, есть автобусы, есть множество автомобилей различных марок, уйма самых разных городских поездов и электротранспорта, но самокаты и особенно мопеды, за руль которых не боятся усесться даже пожилые китаянки, превосходят всех и всё.
И еще один момент – многомиллионные китайские города очень чистые. Даже стройка, если она тем более происходит в центре города, огорожена, впрочем, как и везде, высоким непроницаемым забором, а помимо всего прочего - по периметру еще и водными распылителями. Конечно, можно возразить, что в любом населенном пункте существуют и окраины. Однако в этой стране все больше получает распространение просто-таки маниакальная страсть к сбору, сортировке и утилизации мусора. Иными словами, в Китае все больше появляется так называемых экологических парков, где путем переработки мусора можно получить уйму электроэнергии, при сжигании и очистке выделить фосфор и азот, которые затем использовать в дальнейшем производстве. Но главное – пытаться и содержать в чистоте не только собственные города и поселки, но и прибрежные морские зоны. Что по нынешним временам очень даже немаловажно.
И – да, уезжать как-то из этой страны хотелось не совсем. Потому как в ней еще столько всего неизведанного, тем более, что Китай не стоит на месте. Он развивается, он очень трудолюбивый, очень разный и – добрый.