После выхода двух материалов на эту тему в редакцию с письмом обратилось руководство местной энергокомпании – ТОО «ЭПК-forfait». Согласно письму, редакция допустила ошибки в освещении ситуации. Поэтому правильно предоставить слово самой компании, как ее руководство видит ситуацию с тарифами.
ТОО «ЭПК-forfait». представляет генеральный директор Дидар Аманжолов.
- Добрый день, Дидар Нуртасович. В своем письме вы говорите, что мы в материале о Житикаре неправильно указали тарифы. Расскажите нам вашу версию событий.
- Самое главное, вы неправильно указали размеры тарифов. По вашим словам, тарифная сетка выглядит так:
На самом деле цены ниже. На сегодня по Житикаре тарифы следующие:
Тарифы АО «Алатау Жарык Компаниясы» вы указали также без НДС, отметив что они значительно ниже чем в Житикаре. Много наших потребителей возмутились данной информацией и ежедневно нам приходится разъяснять, что это не так. Советуем зайти на наш сайт и проверить.
- Ажиотаж вокруг тарифов начался с того, что жителям области начали приходить квитанции с завышенными суммами. При этот, по их словам, жители Житикары не смогли добиться обратной связи с вами. Эти тарифы мне озвучили также в одном из НПО Костаная.
Кроме этого, общественники области попросили меня озвучить их вопросы к компании «ЭПК-forfait». Вы можете на них ответить?
- Конечно, давайте.
- Основные претензии НПО к вам касаются технической и финансовой стороны работы вашей компании. Вы озвучили тариф для Житикары. Какую часть от него получает «ЭПК-forfait»?
- Наша снабженческая надбавка в тарифе – 1,807 тенге за квт*ч. То есть только 5% от тарифа. Все остальное – это составляющие тарифов покупки и передачи электрической энергии.
- Как распределяются доходы от тарифа.
- Мы заключаем договор с потребителем. Чтобы обеспечить его энергией, мы заключаем договор на покупку электрической энергии с единым закупщиком. Далее, чтобы доставить ее до потребителя, мы платим транспортным компаниям – это АО «KEGOK». Она доводит энергию до области, здесь ее принимает компания, которая имеет электрические сети в конкретном районе. В частности, по Житикаре идут электросети ГКП «Житикаракоммунэнерго».
- Жители Житикары массово жалуются, что в квитанции за май и июнь стоят завышенные объёмы потребления. Почему так происходит?
- Это вопрос к ГКП «Житикаракомунэнерго». Какие объёмы нам передают они, такие объёмы мы и начисляем потребителям.
- В квитанции стоит «ЭПК-forfait». Поэтому вопрос они задают вам.
- В случае несовпадения показаний в счете с фактическими показаниями на счетчике, потребителю надо обратиться или в ГКП «Житикаракомунэнерго» или к нам по корректировке.
- Разъясните, на каком основании при отсутствии собственных электросетей и контроля, ТОО «ЭПК-forfait» формирует платёжки с завышенными расчётами по данным ГКП «Житикаракоммунэнерго», не проверяя достоверность этих данных?
- С 1 января «ЭПК-forfait» стало заниматься энергоснабжением потребителей. Мы получили лицензию и нам дали определение – гарантирующий поставщик по Костанайской области. Другие компании в Житикаре и Лисаковске, например, не получили лицензию из-за отсутствия у них 30 тысяч присоединённых абонентов. И согласно закону РК «Об электроэнергетике» функцию снабжения электрической энергией в этих районах передали нам. У нас есть договор с ГКП «Житикаракоммунэнерго». Согласно этому договору в конце расчетного периода они передают нам данные по объёмам электрической энергии, потребленной потребителями. Перепроверять их данные у меня нет ни прав, ни физической возможности. В случае если наш оператор видит завышенные объёмы потребления он в любом случае подскажет это нашим контрагентам. Что и было сделано по итогам мая.
«Житикаракоммунэнерго» неправильно указало расчетный период. Мы указали им на это. После этого произошла корректировка. Других нормативных и юридических оснований для перепроверки у меня нет.
- Вы сказали, что увидели резкий рост потребления электроэнергии в Житикаре. Как это произошло?
- Наша программа начисления зафиксировала резкое увеличение потребления электроэнергии. Сначала было предположение, что расчетный период был увеличен, что потом и подтвердилось. Затем «Житикаракоммунэнерго» привела этот период в соответствие. Но даже с корректировкой, счета у потребителей все равно выросли, потому что объём потребления резко вырос.
- Что это дало жителям города?
- Стабилизацию в их счетах. Допустим за май они должны были заплатить за 35 дней, а в июне – за 26 дней. Те, кто укладывается в тариф 1-го уровня, могут необоснованно переплатить, так как им пришлось бы доплачивать за электроэнергию по тарифу второго и третьего повышенного уровня.
- На сколько выросло общее потребление в Житикаре?
- В апреле потребление электроэнергии физ.лицами составило 1 млн 959 тысяч кВт*часов.
В мае – 2 млн 513 тыс. кВт*часов. Рост – плюс 28%. Это после корректировки.
В июне – 2 млн 546 тыс. кВт*часов.
- С чем вы связываете такой рост потребления?
- Мы предполагаем, что коммунальщики в мае делали опрессовку в системе горячего водоснабжения. Поэтому горожане включали бойлеры. Это привело к росту потребления электроэнергии. Это показывает наш опыт по Костанаю и Тоболу.
- Вы считаете, что завтра, когда в Житикаре будет горячая вода, вы увидите снижение потребления электроэнергии?
- Я не могу этого утверждать. Я предполагаю, что возможно это одна из причин. Анализом должен заняться КГП «Житикаракоммунэнерго».
- Что эта корректировка означает для жителей города? Для них будут снижены счета?
- Все потребители разные. Есть такие, кто не смотрит за показаниями приборов. Если человек внимательный, то он обязательно обратит внимание на повышенный расход. И он обратиться к поставщику для перепроверки этих данных. Надо подходить к каждому потребителю индивидуально.
- У «ЭПК-forfait» есть инвестиционная программа. Заложены ли в нее средства на внедрение автоматизированной системы снятия показаний? Если есть назовите сроки ее реализации.
- Конечно есть. У нас 202 тысячи абонентов, подключенных непосредственно к нашим сетям. Из них 32 тысячи уже подключены к АСКУЭ по Костанаю, Тоболу и селу Федоровка.
Дальнейшее внедрение АСКУЭ будет поэтапным. Срок я не могу сказать. По мере защиты тарифов. Если нам дадут тариф, в который будет заложены расходы на модернизацию счетчиков, то мы готовы завершить эту работу и за пять лет.
В настоящее время мы ограничены тарифом и можем заменять на тысячи-две в год. Пока мы работаем в городе и Костанайском районе.
- Итого получается за 85 лет?
- Надеюсь, нам все-таки дадут тариф. Мы же идем к цифровизации. Система автоматической передачи данных эффективна, она снижает расходы на трудозатраты.
- Почему жителям области выставляются счета по 2-му и 3-му уровню, если фактическое потребление находится в пределах первого уровня по количеству зарегистрированных лиц?
- Надо смотреть индивидуально. Начисления производим мы. Поэтому вышлите нам квитанцию. Мы проверим.
- Является ли массовое завышение объёмов потребления способом для перевода на более дорогие уровни тарификации?
- Нет, не является. Это глупость.
- Контролёры снимают показания 1 числа передают 23 числа. Но на банковских приложениях граждане видят начисления за два месяца. Настольно это правда?
В районах, где мало персонала, расчётный период может начинаться и с 18 числа. Обработка данных и вывод информации происходит в начале месяца за исключением тех счетчиков, подключенных к системе АСКУЭ.
Это не ошибка системы. Просто если потребитель не успевает оплатить счет, то к нему приходит счет за два месяца. Это редкие случаи.
- Жители поселка Пригородный у Житикары жалуются, что они не получают бумажные квитанции. Всех их перевели на банковские приложения.
- Квитанции мы разносим по всем потребителям. Кроме тех, кто подписал заявление, где указал, что рассылку квитанций можно осуществлять в электронном виде. В Пригородном таких абонентов не имеется.
- Предусмотрена ли проверка перед тем, как начисленные суммы попадают в банковские приложения?
- Да, предусмотрена. Мы отслеживаем «подозрительные» начисления.
У нас 15 РЭСов. Также с 01 января к нам добавились г.Житикара, г.Лисаковск и Аркалыкский участки. В каждом из этих 18 подразделений есть своя абонентская группа, которая и производит начисление. В своей рабочей системе мы сделали опцию – оповещение при превышении потребления порога в 1 тысячу квт*часов. Мы сразу ставим под сомнение эти показания.
- Это не большой порог? Дом потребляет 200-400 квт*часов в месяц.
- Есть потребители с большим объёмом потребления.
- Допустим семья стабильно потребляет в месяц 200 кВт*часов электроэнергии. Вы увидите скачок, если они вдруг сожгут 400 кВт*часов?
- Система показывает среднее потребление по каждому счетчику. Как мы увидели аномалию в Житикаре: потребление резко выросло. Причем произошел массовый рост.
- В Костанайской области работают две компании: «ЭПК-forfait» - она владеет распределительными сетямии и «Межрегионтранзит» (МРЭТ) – в основном магистральными сетями. При этом «ЭПК-forfait» материнская компания к МРЭТ. Почему вы не объединяетесь?
- Этот вопрос рассматривается много лет. У нас нет плана как объединить две компании с разными сетями и разными услугами.
МРЭТ обеспечивает крупных энергоемких потребителей: мельницы, заводы, предприятия. В его тарифе нет затрат «ЭПК-forfait». Если мы сейчас объединимся, то затраты двух компании сложатся и для них тариф вырастет в разы. Никто от идеи объединения двух компаний не отказывается. Мы прорабатываем этот вопрос.
Факт работы двух компаний задевает некоторых людей, работающих в энергетике. В вашем материале вы приводите слова Сергея Агафонова, председателя ОЮЛ «Казахстанская ассоциация энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования».
По его мнению, ликвидация ЭСО и переход в РЭКи привело к отмене конкуренции. А разве была конкуренция, когда работали ЭСО? Смотрите что было: в каждом регионе работали ряд ЭСО и среди них один гарантирующий поставщик, который работал с населением. Это десятки тысяч абонентов. У него себестоимость электроэнергии выходила 35 тенге за квт*час за счет более низкого тарифа для населения. В это время его конкуренты – ЭСО – заключали договора с несколькими энергоемкими потребителями - юридическими лицами и предлагали им тариф значительно ниже. Разве это справедливо? Я считаю, что если ты хочешь работать на рынке продажи электроэнергии, то ты должен взять на себя и розницу. То есть население. Самый сложный в работе участок рынка. Вот тогда эта конкуренция будет равноправной. Тогда он увидит саму сложность тарифообразования, когда ты прибылью с оптового рынка перекрываешь убытки на рознице. Почему об этом Сергей Агафонов не говорит? Почему он не хочет окунутся в действительность.
Опровежение
21 июля 2025 года на портале Caravan.kz был опубликован материал «Май – 4 тысячи, июнь – 18» - что происходит со счетами на свет в Костанае». В нем было указано, что «рост оплаты представитель компании объяснил тем, что в Костанае выросли цены – на 16,5 %». При этом «ЭПК-forfait» предоставило другую информацию – о том, что имел рост энергопотребления по населению г. Костанай на 16,5 %». Также согласно доступной информации, в «ЭПК-forfait» осуществляется запись телефонных разговоров и проводятся инструктажи по этике общения. Однако ни частота инструктажей, ни механизм контроля записей не раскрыты публично, что затрудняет оценку эффективности этих мер.