В последнее время на слуху у всех вирус чикунгунья. Название смешное, но шутки быстро заканчиваются, когда узнаешь, что оно переводится с африканского языка маконде, как «искажение формы». То есть болезнь буквально скрючивает от боли. В теме разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Как всё началось?
В июне 2025-го эпидемия разгорелась в Южном Китае. В городе Фошань только официально заболели свыше 7 тысяч человек, а всего по провинции Гуандун уже больше 10 тысяч случаев. Китайские власти, конечно, сразу пошли в наступление: уничтожали комаров, вычищали стоячую воду, просвещали население. А ученые даже начали распространять личинки особого вида гигантских комаров, которые поедают комаров-переносчиков лихорадки чикунгунья.
Хорошая новость в том, что случаев смерти от чикунгуньи нет. Болезнь протекает тяжело, но не фатально.
Симптомы: почему чикунгунья «скрючивает» людей?
Чикунгунья — это не насморк и не простая простуда. После укуса заражённого комара вирус отлеживается в организме от двух до двенадцати дней. Чаще всего первые признаки выскакивают через 3–7 дней.
Начинается всё с высокой температуры, потом добавляются резкие боли в суставах, усталость, тошнота и сыпь. Врачи говорят, что суставные боли бывают настолько сильными, что человек буквально скрючивается. Собственно, как мы уже писали, это и есть особенность чикунгуньи.
У большинства людей болезнь проходит за одну-две недели. Но у некоторых суставы продолжают болеть месяцами, а то и годами. В особо тяжёлых случаях чикунгунья может оставить «подарки» в виде проблем с нервной системой.
«По данным Всемирной организации здравоохранения, в редких случаях возможно поражение нервной системы. Чаще всего такие осложнения возникают у детей и пожилых людей с ослабленным иммунитетом. Какие именно это осложнения? Прежде всего энцефалит (воспаление вещества головного мозга), менингоэнцефалит (поражение и оболочек, и вещества мозга), миелит (воспаление спинного мозга). Иногда болезнь может запускать аутоиммунные процессы, например, синдром Гийена–Барре. В этом состоянии нарушается оболочка периферических нервов (демиелинизация), что может привести к вялым параличам. К счастью, подобные неврологические осложнения встречаются крайне редко. Боли в суставах при чикунгунье — это характерный симптом, но чаще всего они связаны не с поражением нервных окончаний, а с воспалительными изменениями самих суставов. Для сравнения: при синдроме Гийена–Барре суставные боли тоже возможны, но они имеют иной характер. Как отличить эти боли от обычной простуды или других состояний? При чикунгунье страдают именно суставы: кисти, стопы, колени, локти, мелкие суставы. Боли симметричные — одинаковые слева и справа. Они усиливаются при движении или нагрузке, сопровождаются признаками воспаления: отёком, покраснением, утренней скованностью. При пальпации сустава боль резко выражена. При неврогенных болях картина иная: они жгучие, колющие, стреляющие, как будто проходит электрический ток. Такие боли чаще асимметричны, распространяются не только в суставе, но и по ходу нерва. Они не зависят от нагрузки и могут мучить пациента даже ночью или в состоянии покоя. Отличительной чертой также является онемение и покалывание. Таким образом, основное проявление чикунгуньи — это лихорадка и воспалительные боли в суставах. Неврологические осложнения возможны, но остаются редкостью», - объяснил врач-невропатолог Каиргали Конеев.
Может ли это прилететь к нам?
Самостоятельно китайские комары не долетят до Казахстана. Радиус полёта у этих насекомых - всего пара километров. Но у нас же XXI век и глобальная логистика! Проще говоря, преодолеть расстояния комарам помогут фуры, поезда, самолеты.
Личинки и яйца насекомых прекрасно переживают дорогу в воде — например, в поддонах с декоративными растениями, в контейнерах или в старых шинах. В истории уже были случаи, когда азиатские тигровые комары приезжали в Америку в багажнике грузовика с подержанными покрышками или вместе с так называемым счастливым бамбуком (декоративными растениями).
Теоретически «кровопийцы» из Китая могут прилететь в Алматы и в багажном отсеке самолёта. Наука даже придумала для таких историй термин — airport malaria, когда вместе с туристами прилетают и малярийные комары.
Кто-то скажет, что они же в наших условиях не выживут. У нас холодные зимы. Ну, во-первых, комары могут укусить в летний период. Во-вторых, климат меняется. Лето 2025-го в Казахстане было очень жарким и сухим, и если так пойдет и дальше, то в южных регионах можно будет выращивать кактусы и ананасы. И комары это тоже заметили. А мягкая зима и длинное лето создают для них идеальные условия. Кстати, Европейский центр по контролю заболеваний недавно сообщил, что из-за изменений климата Европа уже фиксирует вспышки вирусов, которые считались сугубо тропическими. И такие вирусы, как лихорадка чикунгунья, выходят далеко за привычные зоны обитания.
Туристы и комары: случайная встреча
Теперь о носителях болезни. В последние годы Казахстан стал очень гостеприимным для туристов из Китая и Индии. И какая-то часть гостей может оказаться невольными носителями вируса чикунгунья.
Формально на границе их проверяют тепловизорами. Если прибор «увидел» человека с повышенной температурой, его отводят для дополнительной проверки. Но этот метод работает только при лихорадке. Если человек болеет, но температура ещё не поднялась, то тепловизор этого не заметит.
У чикунгуньи инкубационный период - от 2 до 12 дней. То есть человек может чувствовать себя прекрасно, пройти все рамки и камеры, а через пару дней внезапно слечь.
Санитарные врачи, конечно, могут обратить внимание на бледность, потливость или шаткую походку. Но это уже когда болезнь проявилась. И то субъективно. Ведь уставший пассажир после длинного перелёта легко может показаться подозрительным, а реально инфицированный пройдёт незамеченным.
В итоге сценарий может выглядеть так: прилетает иностранный турист, идёт гулять по Чарынскому каньону или любуется озером Каинды. И там, по чистой случайности, его встречает ещё один «турист» — залётный малярийный комар. Вот с этого момента и начинается сюжет, который никому бы не хотелось видеть в реальности.
Впрочем, чикунгунью могут привезти и наши соотечественники, которые возвращаются после отпуска на тропических островах. Допустим, казахстанец отдыхал где-то на Хайнане или Гоа, и его укусил полосатый комар. Человек вернулся домой бодрый и загорелый, прошёл контроль в аэропорту без проблем — температура ещё не поднялась. А через пару дней начинается лихорадка с суставными болями. И вот он уже не турист, а потенциальный донор для полосатых комаров.
Так будет ли у нас чикунгунья?
По данным Минздрава и ВОЗ, в Казахстане случаев заражения пока не зарегистрировано. Но риск завоза оценивается как средний, особенно летом и осенью. Риск заражения наиболее вероятен у людей с пониженным иммунитетом. При этом почти у каждого сегодня ослабленный иммунитет после ковида, стрессов и экологии.
Вирус чикунгунья — не чума и не эбола. Но и легкомысленно махать рукой не стоит. Пока мы думаем, что главные угрозы — пробки на дороге и рост цен, природа готовит свои сюрпризы. А комары, как обычно, в первых рядах.