Что будет с ценами в Алматы, если проезд в город будет не для всех - прогноз

В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

На долю автотранспорта приходится 60 % всех выбросов - это 112 тысяч тонн грязи в воздухе ежегодно. Для сравнения: промышленность даёт 27,5 %, а частный сектор - 11 %. По данным Almaty Air Initiative, содержание вредных веществ в воздухе Алматы превышает допустимую норму в среднем в 4,8 раза. В переводе на бытовой язык — мы дышим не воздухом, а медленным убийцей.

В качестве решения проблемы депутат Бейбит Апсенбетов предложил создать зоны с низким уровнем выбросов и ограничить туда въезд старым автомобилям, особенно тем, кто не дотягивает до экологического класса Евро-5 (чаще всего, это машины с 2010 года выпуска). А ещё — ввести плату за въезд в так называемые экологически чистые зоны.

Экологические зоны: вопросы без ответов

Идею с экологически чистыми зонами уже подхватили городские власти. По словам акима Алматы Ерболата Досаева, к 2026 году вся инфраструктура будет готова, а в 2027-м в городе начнут действовать ограничения на въезд. Если у тебя старая и чадящая машина — придётся либо пересесть на автобус или самокат, либо раскошеливаться за каждую поездку. Это такая «мотивация рублём». Сам по себе взнос в кассу, конечно, не делает мотор чище, но собранные деньги могут пойти на новые автобусы, деревья, велодорожки и очистку воздуха. Звучит, как мечта урбаниста. Вот только возникает масса вопросов. Какие районы, кроме Медео и Шымбулака, будут признаны «экологически чистыми»? Кто и как будет контролировать расходы? Будет ли отчетность? Ответов пока нет.

Кому перекроют кислород в зоне Евро-5?

Ну с экологически чистыми зонами более-менее ясно. А вот как быть с зонами Евро-5, то есть теми, куда вообще не пустят старые машины, даже за деньги?  Здесь уже совсем другая история. И, если старый транспорт задержат при въезде в такую зону - пострадают все. Особенно малый бизнес и торговля.

Чтобы это как-то работало, нужны перевалочные склады - логистические хабы. Такие, куда приедет большая фура, разгрузится, а дальше товар поедет уже на маленькой машине, желательно - на газе или электричестве. Такие склады логично было бы расположить в Алатауском районе, на трассе Алматы–Капчагай, в районе Рыскулова или ближе к ВОАД. Оттуда товары развезут дальше. Но всё это требует денег, людей, организации.

А как быть с транспортировкой социально-значимых товаров? Не разворачивать же грузовик, который везет хлеб или лекарства? Скорее всего, машинам с продуктами и медикаментами разрешат заезжать по специальным пропускам и в определённое время. Социальный транспорт, «скорые», мусоровозы - скорее всего, вообще проедут без проблем. Хотя от их выхлопа воздух чище не становится. Кстати, в тендерной документации нет ни одного упоминания об экологических характеристиках такого транспорта. А вот фурам, которые везут стройматериалы, кирпичи, мебель, шмотки или шампуни с памперсами, скажут «извините».  Им не разрешат въезжать даже за деньги. Даже с объяснениями.

Кто заплатит за чистый воздух?

И тут мы приходим к главному. Постепенное обновление автопарка, аренда складов, двойная логистика - всё это расходы. А бизнес, как мы знаем, никогда не платит из своего кармана. Всё, абсолютно всё, перекладывается на потребителя.

Допустим, в супермаркет товар привозит обычная старая фура. За рулём водитель, дизель в баке, 30–40 тысяч тенге за маршрут. Дёшево, привычно, отработано годами. Давайте представим, что эта машина больше не может заехать в центр. За аренду, перегрузку, дополнительное топливо, склад придется доплатить 15–20 тысяч. В итоге доставка обойдётся уже не в 40, а в 60 тысяч. Разница - 20 тысяч. Учитывая, что обычно в такие машины помещается 10 тонн, выходит плюс 2 тенге на каждый килограмм.

В магазине цены вырастут на все пять тенге. Вроде бы немного. Но если это происходит со всеми товарами сразу - это уже цепная реакция. Это уже инфляция.

Искусственный интеллект рассчитал, что на стройматериалы, технику, мебель - подорожание может быть от 5 до 15 %. На некоторые продукты – 7-10 %. А вот на базарах, где всё держится на личных договорённостях, рост может составить все 20 %.

Источник: Рассчитано с помощью ChatGPT 4.0, промт: «Рассчитай рост цен по категориям товаров после введения LEZ (Low Emission Zone) в Алматы»

Выходит, что инициатива рискует стать просто очередным витком инфляции. А когда все подорожает, у людей возникнет вопрос: стал ли при этом воздух чище? Поэтому, если уж город решил дышать по-новому, то сделать это надо по-человечески: с отчётами, компенсациями и альтернативами. Иначе получится как всегда: идея хорошая, исполнение - не очень, а расплачиваться - нам с вами.