Что будет с ценами на свет и тепло после 1 апреля

Что происходит, и чем это может обернуться для казахстанцев? Разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Напомним, что приостановление тарифов коснулось тепло- и водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и подачи газа, пусть даже и в зависимости от региона. Теперь же, по окончании моратория, казахстанцев, вероятнее всего, ждет их «свободное плавание».

Правда, власти подчеркивают, что, во-первых, повышение тарифов будет поэтапным, а не одномоментным. Во-вторых, расценки будут вроде как экономически обоснованы. И, в-третьих, главным должно будет стать фактическое потребление, а не нормативы, которые зачастую применяются сегодня в тех случаях, когда у потребителей отсутствуют счетчики коммунальных услуг.

Теперь же профильные ведомства подчеркивают, что по окончании моратория «платежи все сильнее будут зависеть от точности учета». В противном случае «возможен резкий рост начислений при отсутствии или неисправности приборов учета, и даже доначисления за прошлые периоды».

Вот только насколько могут быть повышены тарифы, точных данных, по словам председателя комитета по делам строительства и ЖКХ Бакытжана Жунисбекова, пока нет, поскольку «они находятся в компетенции Министерства национальной экономики и Комитета по регулированию естественных монополий».

Разве что «государство может компенсировать какие-то выплаты социально уязвимым слоям населения». Произойти это может, по некоторым данным, при том условии, если «от дохода граждан коммунальные услуги составят больше 10 процентов, и тогда тот объем расходов, который будет начислен сверх этой суммы, государство, может быть, погасит». Однако, повторим, точных данных по данной теме расчетов пока нет, лишь предположительные высказывания.

И все-таки – насколько могут хотя бы примерно вырасти тарифы? За комментариями Caravan.kz обратился к экономическому эксперту Марату Абдурахманову.  

- Повышения тарифов надо ждать по всей республике. По электроэнергии, насколько я вижу по отчетности Комитета по регулированию естественных монополий, это составит порядка от 10 до 20 процентов. Что касается тепловой энергии, то в северных регионах монополисты давно жаловались на низкие тарифы и хотят поднять точно. При этом вопрос о вложениях и эксплуатации до сих пор не урегулирован. Зато отмечу, что расценки на тепло могут вырасти даже больше, чем на электроэнергию. Например, в небольших городах – Рудном, Степногорске - хотят повысить расценки существенно, поскольку в местную инфраструктуру многие годы, повторю, ничего не вкладывалось, зато эксплуатация была по полной. Да, амортизация начислялась, но деньги в нее вложены не были, хотя и «сидели» в тарифах. Однако решения КРЕМ, опять же, по данному вопросу нет до сих пор. А ведь на этот год запланирована масштабная реконструкция тепловых электростанций и других подобных объектов, инфраструктуры. Но с чем это связано, я не понимаю, потому как расценки на тепло и без того могут вырасти порядка на 20 процентов. Тогда как наши северные регионы ожидает рост тарифов через три года и вовсе от 40 процентов, - подчеркнул эксперт.