Перестанут ли казахстанцы пользоваться такси

Если в середине лета можно было уехать в определенный пункт за одну цену, то сегодня стоимость поездки туда же подскочила едва ли не в два раза. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

И, кажется, это не предел – некоторые эксперты от отрасли предполагают, что «услуги такси в Казахстане могут стать дороже». Хотя куда уже больше? Если пассажиру часто приходится передвигаться на такси, он, конечно, владеет информацией, куда и как добраться, а главное - за сколько. Например, стоимость проезда в Астане от угла Мухамедханова/Айтматова до дипломатического городка в лучшие времена могла составить примерно 1250 тенге. Однако наступившая осень внесла коррективы, пусть и не совсем понятные, в цены на поездки на такси. И теперь тот же маршрут может обойтись жителю столицы в сумму от 1790 до 2050 тенге. Иногда система агрегатора выдает что-то вроде «высокий спрос». Но стоит перейти на заказ от другого таксопарка, там спрос не указывается, а все, оказывается, зависит от желания водителя такси – соблаговолит он тебя отвезти за предлагаемую цену, или ты будешь напрасно зависать в ожидании, пока та же система не выдаст неутешительный вердикт: «Время вашего заказа истекло». И такое отношение выливается клиенту в нервотрепку, повышенные цены, серьезные потери времени. А если на улице зима? Кстати, о предстоящих холодах. По некоторым данным, владельцы таксопарков предполагают, что с начала следующего года поездки могут подорожать, и намного – примерно на 40 процентов. И связывают это с несколькими причинами. Во-первых, с изменениями в налоговом режиме, во-вторых, с ростом арендной платы за автомобили.

Так, председатель гильдии такси при Казахстанской ассоциации предпринимателей Виктор Шабанов полагает, что есть «много таксопарков, закупавших транспортные средства, которые будут выплачивать повышенные налоги».

- В связи с этим нужно будет им повышать услуги на аренду автотранспорта, ну и плюс, если цены на топливо будут расти, а они будут расти, то, соответственно, услуг будут дорожать. Цены на такси не могут оставаться прежними, когда вокруг все дорожает – от запасных частей до бензина, - комментирует он.

В то же время эксперт Алексей Алексеев полагает, что «основная причина все-таки – дефицит водителей и машин».

- Тариф регулируется трафиком и наличием свободных машин. Чем меньше свободных машин, тем дороже тариф. Когда наступает коллапс и идет дождь, например, в этот момент поднимается стоимость такси. Не потому, что агрегатор так захотел, а так настроена система, машины становятся в дефиците, многие резко захотели поехать на такси, и тариф вырастает, - утверждает автоаналитик.

Не уточняя, однако, при этом, что ту же систему придумал и внедрил сам агрегатор такси. Не появилась же в конце концов сама по себе из ниоткуда. 

С другой стороны, Алексеев предполагает, что в Казахстане, «возможно, цены остаются такими высокими из-за крупного агрегатора, который, по сути, является монополистом, и нет достойной конкуренции».

- Я не могу понять, почему никто не создает новый агрегатор, свой, казахстанский, это даже из чувства патриотизма было бы круто. Смешивать бизнес и патриотизм, конечно, не стоит, но рынок этот очень живой, очень подвижный и денежный, - говорит эксперт.

Добавляя при этом, что, «насколько бы ни выросли цены на услуги такси, вряд ли казахстанцы перестанут ими пользоваться». Потому как жизненные ситуации, разные обстоятельства, порой непреодолимой силы, заставляют людей экономить время и т. п. Пусть даже зачастую это происходит в ущерб кошельку.