Алматы празднует 90 лет филармонии имени Жамбыла: музыка, история, архивы

В юбилейный вечер во Дворце Республики выступили ведущие коллективы страны, включая симфонический и духовой оркестры, хоровую капеллу и домбристов, а в фойе открыли выставку с редкими архивными материалами о творчестве Ахмета Жубанова и Нургисы Тілендиева, сообщает корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Мероприятие прошло эффектно и с размахом. Уже у входа гостей встречала торжественная атмосфера. В фойе установили фотозоны с красными дорожками, и ветераны филармонии проходили по ним под вспышки камер. Момент получился тёплым и трогательным. Рядом развернулась большая выставка, подготовленная объединением музеев Алматы и Национальным центральным музеем. Здесь можно было увидеть редкие архивные фотографии, документы и материалы о филармонии, посвящённые творческому наследию Нургисы Тілендиева и Ахмета Жубанова. Всё выглядело, как настоящее путешествие во времени: от первых шагов легендарного учреждения до сегодняшнего дня.

Официальное начало и большой старт концерта

Начало концерта получилось максимально официальным. Заместитель акима Алматы Абзал Нукенов зачитал поздравление от имени Касым-Жомарта Токаева. Президент отметил, что это знаменательный праздник для всей страны. И напомнил, что в стенах филармонии выступали великие таланты, которые писали историю казахской музыки. Тёплое слово о филармонии сказали премьер-министр Олжас Бектенов и аким города Дархан Сатыбалды. После официальной части на экране запустили документальный фильм об истории филармонии: начиная от первых лет, когда всё держалось на энтузиазме и таланте, до сегодняшнего дня, когда коллективы собирают полные залы. И только когда последняя хроника исчезла, на сцену вышли те, ради кого зрители и пришли.

На юбилейном вечере выступили лучшие творческие силы страны. Это «Отырар сазы» имени Нургисы Тілендиева, Государственный академический симфонический оркестр, духовой оркестр Республики Казахстан, хоровая капелла имени Байкадамова, а также домбристы, пианисты и известные солисты. Зрители услышали классику, которую знают и любят поколения: кюй Тілендиева «Махамбет», песни «Өз елім», «Құстар әні», «О, туған жер», легендарный «Аққу», абаевское «Айттым сәлем, Қаламқас», праздничный танец из оперы «Біржан – Сара» и даже фрагмент из Девятой симфонии Бетховена. Это была настоящая музыкальная палитра: от казахских кюев до европейской классики, от Тулебаева и Рахмадиева до Вивальди, Римского-Корсакова и Сарасате. В зале не успевали опускаться руки, аплодисменты переходили в новые аплодисменты.

Самые запоминающиеся моменты вечера

Сильнейшее впечатление произвела Государственная хоровая капелла имени Байкадамова. Даже те, кто давно привык к их уровню, удивлялись. Они двигались в такт, пританцовывали, щёлкали пальцами. Всё это было динамично, свободно, мощно и очень музыкально. Растрогали выступления воспитанников музыкальных школ. На сцену вышли и самые маленькие участники концерта — воспитанники музыкальных школ. Юные исполнители уверенно и виртуозно бегали по струнам смычками, демонстрируя мастерство. Их нежные, почти ангельские голоса стали одним из светлых моментов концерта.

Государственный духовой оркестр под управлением Каната Ахметова превратил своё выступление в полноценный мини-спектакль. Музыканты маршировали, выстраивались в шеренги и круги, приседали, двигались по сцене, изображая ритм движущегося поезда. Зрители реагировали восторженно. Это была и музыка, и хореография, и театральный жест. Среди солистов запомнились Игорь Благодарный и опытная певица Береке Енкебаева, которая устроила почти шуточное соревнование с «соловьём» — специальным свистковым инструментом, повторяя его трели и вызывая смех и аплодисменты.

Свет, орнаменты и магия

Отдельного слова заслуживает световое оформление. На огромном экране сменяли друг друга национальные орнаменты, звёздное мерцание, волшебные переливы, визуализируя музыку. Среди эффектов были и видеопоздравления, и фотографии артистов разных поколений, как трогательное напоминание о людях, благодаря которым филармония пережила девять десятилетий. Звук, костюмы, визуальная атмосфера — всё работало на единый образ праздничного, торжественного вечера.

Мнение участников праздника

Пока зрители занимали места, мы расспросили нескольких участников праздника о том, как они сами ощущают 90-летие легендарной филармонии.

40 лет на одной волне с музыкой: история глазами дирижёра

Канат Ахметов, художественный руководитель и главный дирижёр Государственного духового оркестра РК, заслуженный деятель РК, профессор:

— Сегодня филармонии 90 лет. Вы ощущаете праздник?
— Конечно. Хотя для артиста любой праздник — это работа. Как говорят, для музыканта праздник — как свадьба для лошади: морда в цветах, а хвост… сами понимаете. Нагрузка большая, но мы к этому привыкли.

— Сколько лет вы отдали филармонии?
—Почти половина истории филармонии прошла на моих глазах.

— Какие события вспоминаются как самые важные?
— Любое выступление — это событие. Неважных нет. Мы работаем для публики, и наша задача — просвещать, давать людям не только отдых, но и духовное обогащение.

— Интерес к классике растёт?
— В Алматы он всегда был высоким. Но за последние 30 лет вырос в разы. Люди стали требовательнее, коллективы сильнее, программы интереснее. После ковида многие отдалились от культуры, но мы быстро вернули зрителя свежими идеями. Перспектива одна: идти вперёд. Единственное, хотелось бы, чтобы на культуру власти больше обращали внимания. Потому что без культуры нет будущего у народа. И я надеюсь, руководство страны это понимает.

Мы достойны статуса национальной филармонии

Алибек Серикболов, главный администратор Государственного духового оркестра РК:

— Какие у вас впечатления?
— Грандиозное событие. Артисты сегодня работают на полную мощность, выкладываются без остатка. Мы хотим удивить зрителя.

— Давно работаете здесь?
— С 2018 года. А администратором — чуть больше года.

— Чего ждёте от будущего филармонии?
— У нас есть общая цель — получить статус национального значения. И я уверен, что мы его заслуживаем. У наших артистов, музыкантов и коллективов очень высокий уровень. Филармония имени Жамбыла — лучшая в стране.

Это наш карашаңырак — фундамент казахстанской музыки

Артык Токсанбаев, председатель Ассоциации композиторов Казахстана, кавалер ордена «Құрмет»:

— Сегодня мы отмечаем большой праздник — 90-летие Государственной филармонии имени Жамбыла. Мы находимся в прекрасном Дворце Республики, где состоится великолепный гала-концерт. На это событие собрались как музыканты, так и любители музыки из Алматы и других городов. Филармония Жамбыла — наша первая филармония, наш Қарашаңырақ (фундамент). Конечно, сегодня в Астане тоже есть крупная филармония, но именно здесь заложены основы казахской академической музыки. В этом году также отмечаем 120-летие Евгения Брусиловского, одного из основоположников классической музыки Казахстана. С первых дней своего существования филармония развивалась всесторонне: здесь работают хоровая капелла, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, струнный квартет имени Жубанова, квинтеты, а также первые духовые оркестры в республике. Не обходится и без великолепных солистов. В программе концерта, помимо мировой классики, регулярно звучат произведения казахстанских композиторов. Чего я жду от сегодняшнего вечера? Праздника. Я пришёл сюда именно за этим.

Путь от степной домбры до оркестровой сцены

Кайрат Тарбаев, руководитель отдела Национального центрального государственного музея Республики Казахстан:

— Сегодня мы празднуем 90-летие Государственной филармонии имени Жамбыла. Её основу заложил Ахмет Жубанов, выдающийся композитор. Поэтому символично, что мемориальный музей Ахмета и Газизы Жубановых представил свою экспозицию именно сегодня. В экспозиции представлены материалы о жизни и творчестве Ахмета Жубанова как композитора и музыковеда. Он до сих пор остаётся единственным академиком в области музыки и музыковедения в Казахстане и стоял у истоков создания филармонии.

— Какой интерес сегодня проявляют посетители к экспонатам?

— Интерес огромный. Очень много людей спрашивают о связи Ахмета Жубанова с 90-летием филармонии. Мы объясняем, что именно он стоял у её истоков. Некоторые гости приехали специально из России, чтобы увидеть экспозицию и поучаствовать в празднике.

— Чем знаменателен вклад Ахмета Жубанова в развитие казахской музыки?

— Ахмет Куанович стоял у истоков создания Казахского академического оркестра имени Курмангазы. Он переработал традиционную казахскую домбру, адаптировав её для оркестрового исполнения с улучшенными акустическими свойствами. В начале 1930-х годов он пригласил из Тулы братьев Романенко, опытных мастеров, которые вместе с местными специалистами, включая Камбара Касымова, разработали новый дизайн и форму для домбры и кобыза. Сегодняшний вид домбры как оркестрового инструмента — результат этих преобразований. Раньше домбру исполняли в степи, на открытых площадках, теперь она звучит на сцене, сохраняя свои традиционные корни, но с улучшенной акустикой для концертного исполнения.

Гости уходили из залов с ощущением, что стали частью истории, которая продолжается. Филармония не просто отметила юбилей, она ещё раз доказала, что классическая и казахская музыка могут вдохновлять, объединять и радовать десятилетиями. 90 лет — это только начало нового этапа. Впереди ещё много звуков, эмоций и великих выступлений, которые будут формировать музыкальное лицо Казахстана.