Алматинский апорт возрождают, но казахстанцам он не нужен

Однако этот сорт не прошел испытания экономикой: казахстанцам он оказался не по карману. В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Сразу несколько садоводческих компаний занимаются возрождением алматинского апорта, вкладывая свои средства. А Казахский НИИ плодоовощеводства работает прямо по заказу министерства сельского хозяйства. В ближайшее время апорт будет возрожден, а его саженцы смогут купить все желающие, уверены ученые.

- Мы ведем работы по селекции и получению саженцев, очищенных от вирусов и других заболеваний, которые снижают ценность сорта. Сейчас у нашего института 5 га садов засажены апортом. К 2027 году мы планируем засадить апортом уже 90 га, - рассказал и. о. директора регионального филиала "Талгар" ТОО "Казахский научно-исследовательский институт плодоовощеводства" Саги Солтанбеков.

Ученые нашли 110 клонов апорта. Поле для деятельности большое.

Однако возрожденный апорт может оказаться экономически невыгодным для садоводов. Для интенсивного сада апорт подходит плохо. Человеку трудно съесть за раз яблоко больше 300-350 граммов. Поэтому лучше продаются сорта с плодами среднего размера.

Фруктовые компании выращивают то, что будет продаваться на рынке. Самый большой их покупатель – розничные сети. То есть, по сути, супермаркеты формируют список сортов яблок, которые мы будем есть.

А их требования простые: покупатель должен видеть разнообразие на полке, поэтому ему важно видеть яблоки не по сортам, а по цветам и размерам. На одной полке должно лежать яблоко зеленое, на другой - красное, на третьей - белое или желтое.

Размер яблока, или калибр, как говорят садоводы, важен для того, чтобы удовлетворить потребность в собственном успехе этого покупателя: я богат, поэтому покупаю крупные фрукты. Или: сейчас с деньгами напряг, возьму что подешевле. Значит, поменьше. Но разброс по калибрам не очень большой - от 150 до 250 граммов.

Важный параметр – цена. Но тут еще проще: цена за кило - примерно доллар. Осенью чуть меньше, зимой чуть больше. Причем это не только в Казахстане, но и в других странах. Поэтому разные яблоки в супермаркетах стоят примерно одинаково.

Всё. Других особых требований магазины не выставляют. Сохранность яблок обеспечивают их производители, если они хотят работать с торговыми сетями.

- Апорт очень прихотливое дерево. Чтобы получить плоды, надо ухаживать за саженцем 9 лет. Он требует много ручного труда. Поэтому яблоки апорта не могут стоить дешево. Тем не менее мы занимаемся его возрождением, - рассказал директор ТОО «Apple Bee» Олжас Сванбаев.

Опыт розничных сетей говорит, что лучше опираться на 5-6 проверенных сортов. Чаще всего в этом списке будут Квинти, Гала, Фуджи, Золотое превосходное, Ред делишес, Гренни Смит, Айдаред. Их наши сады и выращивают. С апортом всё сложнее.

У Аскара Сабирова директора ТОО «Amal-Bio» немного другое мнение.

- Первые саженцы апорта в Верный привезли из Саратовской губернии. Это больше двух тысяч километров. На телеге. Сколько времени их везли? Месяц минимум. И в каком состоянии приехали саженцы? Это случайность, что они выжили и прижились, - уверен садовод. - Мы сейчас на нашем уровне развития можем повторить этот опыт. Но какой будет результат?

ТОО «Amal-Bio» уже возродил свой клон апорта. Он отличается от того, старого апорта, внешне: он не такого красного насыщенного цвета, а само яблоко немного продолговатое. Прежний апорт был, скорее, круглым. Но, самое главное, вкус остался прежний: свежий и не слишком сладкий, с хрустом во рту.

- Мы продаем апорт на рынках в Алматы. Но народ не сильно его берет, - делится своими сомнениями Аскар Сабиров. – Он получается дорогим – 600 тенге за кило, и неудобным для покупателя. Возьмите яблоки в руки.

В каждую руку удобно помещается по крупному апорту. И всё, руки заняты. Что-то другое уже не поместится.

- Средний вес каждого - 500 граммов. Два яблока – килограмм. Люди хотят, чтобы в килограмме было больше фруктов, - объясняет садовод.

Поэтому пока главный потребитель апорта-Amal в Астане - Акорда. Это яблоко используют в представительских целях – выставляют по время приемов, вывозят в другие страны во время визитов, используют как оригинальный подарок.

Корзины с апортом журналистам показали, но потом увезли на склад, на хранение, чтобы было что дарить лидерам других стран.

Апорт станет выгодным для выращивания, если из него сделают гастрономический специалитет - местный деликатес, которым знаменит регион. В принципе, он им и стал. Но нужна поддержка сообщества, чтобы символ стал экономически выгодным продуктом. Тогда его цена не будет отпугивать покупателей, а наоборот, сделает его более ценным. А пока придется брать казахстанские яблоки, но завезенных сортов. Они, может быть, не такие же вкусные, как наши старые сорта, но точно доступнее по деньгам казахстанцам.