80% еды не дошли до граждан от СПК: почему акимы областей вне подозрений?

Большая часть продуктов питания – овощи и корнеплоды, – закупленные социально-предпринимательскими корпорациями (СПК) у фермеров за счет бюджетных средств, не дошла до торговых точек. Антимонопольщики вскрыли серьезные нарушения в закупках продовольствия по сниженным ценам. «До прилавков дошла лишь пятая часть».

Почему? Разбирался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Сезон закладок в стабилизационные фонды в областях в этом году почти завершен. Сколько еды загрузили туда СПК – пока неясно. По каким ценам закупали картофель, лук, капусту, свёклу, морковку и прочие продукты – надо уточнять. По каким ценам СПК будут отпускать товары гражданам зимой, когда цены на них вырастут – тот еще детектив.

Существенная ремарка от АЗРК: «Часть продукции, приобретенной еще в 2021 году, не реализована, - сказано в сообщении агентства. - За два года реализовано лишь 19 % от закупленных объемов».

Можно ли сегодня назвать эту «часть продукции» пригодной к употреблению?

Бомбы в одну воронку дважды не падают? Не верю!

Как следует из сообщения АЗРК: «В ряде регионов установлены факты неисполнения условий договоров займа и их многократной пролонгации без санкций. Одному из заемщиков был выдан заем на 489 млн тенге, который неоднократно продлевали без возврата. Аналогичные продления зафиксированы по займам свыше 1,3 млрд тенге. Выявлены также случаи предоставления беспроцентных льготных займов отдельным субъектам, что создавало необоснованные преференции... Выявлены факты нерационального использования средств. В период ценового избытка – октябрь-апрель (очевидно, имеется в виду, что в этот период цены на закупленные продукты вырастают) – на закупку картофеля было направлено 5,1 млрд тенге. При этом в период дефицита (май-июль), когда стабилизационные меры особенно востребованы, они не применялись. Также зафиксированы различия в сроках и условиях исполнения договоров, нарушающие принципы равного доступа».

Переводим на общепонятный язык. Руководство СПК, а это или акимы областей или их заместители, или не понимали, когда надо отпускать населению ту же картошку по нормальной цене, или придержать, если она ВДРУГ подорожает. Или специально придерживали.

«Вдруг»? Что за бред! «Второй хлеб» ВСЕГДА зимой дорожает.

Эта странная ситуация продолжается уже больше 10 лет. Взрыв цен на картофель в начале этого года – лучшая тому иллюстрация. Правительству даже пришлось ввести мораторий на экспорт этих клубней. А смысл, если в закромах родины оставались тысячи тонн, которые областные чиновники не продавали людям по нормальным ценам зимой? Закупали-то по оптовым.

Это ли не нанесение ущерба государству и гражданам РК на рынке продовольствия? По нашим законам, это не уголовное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Но если почти 80 % еды не дошли до потребителя по нормальным ценам, как это трактовать?

В 2015 году парламентская фракция «Ак жол» в запросе на имя премьер-министра заявила, что «СПК не стали действенными региональными институтами развития». А еще, что эти корпорации работают с убытком и по факту превратились в хозяйственные ведомства при акиматах, распоряжающихся средствами стабилизационных фондов».

Намек на коррупцию и хищения бюджетных средств был прозрачней некуда. Тогда же впервые прозвучало предложение ликвидировать СПК. Но глава правительства – им тогда был Карим Масимов – похоже, это не услышал.

Хотя уже тогда было известно, что почти 40 миллиардов тенге (в тех еще ценах доллара) «на стабилизацию цен на продукты питания» было потрачено всего за два года. Тогда же депутат мажилиса Дания Еспаева (сейчас вице-спикер палаты) сообщила, что на руководителей СПК возбудили 11 уголовных дел. Но не по фактам «убытка продукции», а по «сопутствующим» делам.

Цитирую свежее сообщение АЗРК: «Механизм, призванный сдерживать цены на социально значимые продукты питания, используется неэффективно и сопровождается системными нарушениями».

Понятно, что АЗРК, если выявляет нарушения, то передает все документы соответствующим органам, которые должны принимать соответствующие решения. Других полномочий у агентства нет. А у нашего высшего законодательного органа нет законного права заняться парламентским расследованием по этим фактам. Возможно, потому, что депутаты могли бы «случайно» выйти на больших бастыков, которые рулят этими СПК?

У игроков этого рынка есть личная заинтересованность

Связался с бывшим главой Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана. Откровения зашкаливали. Цитирую отдельными фразами.

«Нет прозрачных товаропроизводящих путей. Это полная беспомощность. Розница не контролируется. Мелкие рынки, придорожные базары – там нет кассовых аппаратов. Нет фитосанитарного контроля. Качество продукта? – Его никто не проверял… В Евросоюзе такой анархии не допустили бы…

СПК закупают у фермеров меньше, чем требуется в областях… Да, есть битва частников, но там тоже есть «частные» нюансы, личная заинтересованность обеих сторон. В наших законах эти детали не прописаны. Если нет закона – можно рулить, как «нужно».

Прошлогодний прогноз экономиста-сельхозника Василия Горелова: «По СПК мы опять наступим на старые грабли. Эти корпорации опять уничтожат тонны продуктов. И никто за это не ответит».

Еще один эксперт Балжан Омурбекова: «Была отличная идея – создание оптово-распределительных центров. Это когда фермеры по согласованным ценам поставляют свою продукцию на эти ОРЦ, а те уже раскидывают товар по торговым сетям. Без посредников».

Предложение это в разных министерствах рассматривали-обсуждали лет пять-шесть. Были пилотные проекты. Но «не состоялись». Почему? Из минсельхоза и миннацэкономики нашей редакции ответили, что это «нецелесообразно, поскольку затратно». Возможно, потому, что за посредниками стояли и стоят большие агашки?! Они, как считают многие эксперты, контролируют не только большие рынки и супермаркеты, но и малые магазинчики. Пусть и опосредованно. Известно, что курочка по зёрнышку клюёт.

Бомба может прилететь в знакомую воронку в третий раз?

Или нет?

Напомню два эпизода. В 2020 году уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов заявил, что по итогам двух последних лет 11 из 17 СПК страны понесли убытки на 15,6 миллиарда тенге. А еще он отметил, что у корпораций нет планов развития, системной реализации инвестиций, отсутствие специализации. Ну и сотни «дочек, треть из которых не платит налоги».

Что изменилось после этого? Ну да, риторический вопрос.

Второй эпизод. В конце 2022 года глава агентства по противодействию коррупции Олжас Бектенов (напомню, сейчас он премьер-министр) презентовал депутатам мажилиса итоги анализа деятельности 17 СПК в 2017-2021 годах.

Цитирую: «Установлены многочисленные коррупционные риски, несоответствие фактической деятельности СПК целям и задачам их создания, неэффективное управление активами… Выявлены факты внеконкурсного предоставления земельных участков под якобы инвестиционные проекты. Однако каждый второй из них – строительство многоквартирных жилых домов, ресторанов, автомоек и т.п. Инвестиции в производство носят единичный характер…

Несмотря на убыточность многих СПК, ежегодно увеличивается фонд оплаты труда и расходов по их содержанию. Совокупный убыток СПК Kokshe, «Актобе», «Атырау», «Каспий», «Тараз», Aqjaiyq, «Солтүстік», «Сарыарка», Astana и «Павлодар» составил около 17,4 млрд. Однако фонд оплаты труда, в том числе руководящего звена, за три года увеличился почти на миллиард  тенге. В «Солтүстік» повысили зарплату председателю правления и сотрудникам в два раза, при убытке 712 млн».

ФИО бастыков, руливших и рулящих этими корпорациями, известны. И что?..

Как и чем ответили главари СПК за все эти нарушения – информация весьма скудная. Так что это неизбежно: еда в Казахстане опять будет дорожать. Агентство по защите и развитию конкуренции РК фактически это подтверждает.

Ну и на закуску: «А «Васька» слушает, да...

«По итогам расследования агентства одному СПК назначен штраф в размере 300 МРП (1,18 млн тенге, 1 МРП = 3 932 тенге в 2025 году). Другим СПК вынесены восемь уведомлений по различным фактам нарушений антимонопольного законодательства. АЗРК по результатам анализа подготовило предложения по закреплению единых условий договоров, запрету пролонгаций без исполнения обязательств, обязательной публикации планов распределения и усилению ответственности акиматов».

И всё? Счёт, пожалуйста!..