Разбирался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
В четверг в министерстве сельского хозяйства прокомментировали, кто виноват в том, что на границе с Узбекистаном практически уничтожили 42 вагона с картофелем.
Состав остановили на станции Сарыагаш для фитосанитарной проверки. Традиционная процедура, принятая во всем мире.
В минсельхозе пояснили, что вагоны были задержаны из-за стоимости товара. «Согласно документам, картофель продавали на экспорт по 40-50 тенге/кг». Но отметили, что «грузоотправители получили фитосанитарные сертификаты до введения запрета на вывоз картофеля». То есть, еще до взрыва цен на этот корнеплод на казахстанском рынке.
А почему минсельхоз и таможенников должна тревожить экспортная цена товара?
Во-первых, если рынок честный и открытый – он сам регулирует цены. Нет?
Во-вторых, ни один бизнесмен в трезвом уме и доброй памяти не станет продавать свою продукцию себе в убыток. Или таки станет? Ну и какое дело до этого санитарам границы?
В-третьих, мы нашли некоторые документы, регламентирующие процедуру фитосанитарного контроля. Это рутина занимает от нескольких часов (в зависимости от объема груза и наличия соответствующих документов) и «не более трех рабочих дней».
В нашем случае фитосанитары занимались этим делом 10 (ДЕСЯТЬ!) дней.
В-четвертых, пара реплик ведомства наталкивает на определенные подозрения.
«После проверки документации, — как сообщили в минсельхозе, — 42 вагона с картофелем были отправлены в пункт назначения на территорию Республики Узбекистан». Уже после того, как товар промерз насмерть и для еды уже негоден? Тогда какой смысл разрешать экспортировать непригодную продукцию? Этим «фитосанитарам» было по фигу? А поставщик может попасть в «черный список», как ненадлежащий партнер запросто. Потому что договор на поставку качественного товара был заключен еще в прошлом году.
В-пятых, сертификаты на руках у грузоотправителя уже были. Что еще проверять? Собственно груз? А какой смысл, если он фито- и юридически уже оформлен?
Что пошло не так? И кто в этом виноват?
«Во время проверки предприниматели имели возможность реализовать картофель и на внутренний рынок по конкурентной цене в случае угрозы порчи товара».
Никого не собираюсь обвинять, но это признание от минсельхоза наталкивает на мысль, что кто-то очень хотел, чтобы проверка затянулась, и тогда был бы шанс выкупить эту картошку по цене ниже рыночной на родине.
«Акимат просил у нас эту картошку за 100-150 тенге продать. Хотя она стоит сейчас от 300 тенге за кило. Весь ущерб теперь на моих плечах. Я потерял с трех вагонов 60 миллионов тенге», — пояснил предприниматель Нурсултан Орманов.
Включаем логику. Районный акимат имеет отношение к фитосанитарному контролю на границе? Формально – где-то и как-то да. Но до какой степени?
Откуда и кто а акимате узнал, кто и что куда везет? И по какой цене? Загадка.
Не спешу делать выводы. Но дальше – еще страньше.
Своей картошки в стабилизационных фондах уже не хватает? Ну, это вопрос риторический.
Справка «Каравана»
Валовый сбор картофеля в Казахстане в 2024 году составил 2,9 млн тонн. С августа по декабрь 2024 года потреблено 844 тыс. тонн, экспортировано в 2024 году – 620 тысяч тонн. Прогнозный объем потребления в январе-апреле 2025 года – 675 тысяч тонн.
Куда девать остаток? Минсельхоз и минторг подтвердили, что этого корнеплода хватит накормить и нас, и соседей до урожая 2025 года. Так в чем проблема? И зачем было ограничивать экспорт этого продукта на полгода? В чем смысл? Кто и в чем на этом выиграет?
Сами не съедим, и узбекам не дадим?
Этим ли принципом руководствовались фитосанитары? Или кто-то дал им какую-то команду? Это просто версия. Но можно ли «случайно» затянуть фитопроверку на 10 дней вместо обычных 2-3-х? Кому это выгодно?
Ажиотажный спрос в Казахстане на этот продукт? Чушь! По мнению многих экспертов, это искусственная акция. Авторы – представители посредников, от которых наш рынок до сих пор не может избавиться. Потому что за ними стоят очень серьёзные агашки. А рынок продуктов питания – широкий.
А теперь посчитаем, кто и что потерял на заморозке казахстанской картошки на границе с Узбекистаном.
Потеряли потребители Узбекистана, которые не получили продукт по вменяемой цене. Потеряли отечественные потребители. Возможно, им эти клубни достались по хорошей цене. Потеряли и производители «второго хлеба». Причем трижды. Сначала на том, что товар пришел в негодность. Потом, на транспортировке. Ну и в финале – весь этот неликвид надо куда разгружать. И либо на свалку, либо…
А вот тут есть шанс вернуть хотя бы малую толику потраченных средств – продать на корм скоту. Например, свиньям. Плоды, похоже, все-таки не сгнили, а просто перемерзли. Правда, разгрузка-перегрузка и доставка до этих крючкохвостых тоже будет чего-то стоить. Но будет ли стоить эта овчинка выделки?
Остается открытым последний вопрос: почему эксперты, которые осуществляли фитосанитарный контроль, так затянули проверку, которая привела к таким результатам? Кто-нибудь как-нибудь ответит за это?