Пожары в ТРЦ: сколько заплатят пострадавшим посетителям и арендаторам в Казахстане?

В теме разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Теперь при гибели от пожара гарантирована компенсация до 19,7 млн тенге, повреждении имущества — до 5,9 млн тенге. Но не все торговые центры готовы выполнять новые правила.

Пожары на наших рынках и торговых центрах случаются не каждый день, но такие случаи эхом разносятся по всей стране. Вспомним, как в феврале в Семее пламя уничтожило практически весь рынок «Акшын». Сгорело всё - от продуктовых рядов до бутиков с одеждой. В огне оказались более четырёх тысяч квадратных метров. К счастью, обошлось без жертв, но с огромным ущербом для предпринимателей.

Власти тогда сочувственно развели руками. Мол, законом поддержка не предусмотрена, можем только предоставить рабочие места, где предприниматели смогут продать оставшийся товар. В результате владельцы магазинов остались на пепелище, да еще и с кредитами. Но теперь всё должно измениться.

С 15 сентября вступил в силу закон, который обязывает владельцев ТРЦ, рынков, кинотеатров страховать свою ответственность перед посетителями и арендаторами. Минимальная сумма страховки — 75 тысяч МРП, или почти 300 миллионов тенге.

Если случится пожар, пострадавшие получат компенсацию. При гибели пострадавшего страховая компания должна выплатить 5 000 МРП (19,7 млн тенге), при установлении инвалидности I группы — 4 000 МРП (15,7 млн тенге), II группы — 3 000 МРП (11,8 млн тенге), III группы — 1 500 МРП (5,9 млн тенге), ребенку — 3 000 МРП (11,8 млн тенге). При повреждении имущества одного пострадавшего будет возмещен фактический ущерб, но не более 1 500 МРП (5,9 млн тенге).

Казалось бы, идеальное решение. Но, как выяснилось, не все ТРЦ и рынки к этому готовы. Асель Койлыбаева, представитель страховой компании подразделения Customer Experience «Сентрас Иншуранс», рассказала, что на практике владельцев торговых центров, которые бы застраховали посетителей и арендаторов от пожаров, пока не так много.

— Да, закон вступил в силу, и в портфеле Компании уже есть клиенты, застраховавшие свою гражданскую ответственность. Наши сотрудники идут «в поле», предлагают соответствующие страховые продукты. Но достаточной активности, пока не наблюдается.

— Чем это объясняет администрация ТРЦ?

— Многие просто выжидают. Кто-то ищет более выгодные предложения, кто-то думает, что обойдётся. Но, по закону, без страховки работать нельзя.

— Насколько дорого для ТРЦ застраховать посетителей и арендаторов?

— Всё зависит от выбранного покрытия. Страхование, в принципе, доступное, но, конечно, это дополнительные расходы. Для кого-то они ощутимы, особенно если объект большой.

— Действительно ли в случае пожара пострадавшие получат выплату? Не получится ли так, что страховка будет только для галочки?

— Нет, здесь всё серьёзно. Полис покрывает ответственность владельца перед третьими лицами — посетителями, арендаторами. Если произойдёт несчастный случай, выплаты предусмотрены и будут произведены. Это не формальность, а реальная защита.

— А если масштаб трагедии будет большой? Готовы ли страховые компании выплатить всё?

— Конечно, готовность просчитывается заранее. Страхование — это не эмоции, а математика. Расчёты, актуарные модели, резервы — всё это учитывается.

— Странно, что ТРЦ оказались не готовыми, ведь законодательство вступило в действие месяц назад.

— На мой взгляд, это будет происходить, пока какие-то мониторинговые группы не проверят наличие страховки. В целом это ответственность самих владельцев ТРЦ и рынков. Мы можем только предлагать варианты страховки, а выбирать определенного страховщика - это уже их решение.

— Как вы думаете, ТРЦ переложат на арендаторов расходы на страховку?

— С позиции бизнеса - не исключаю. В конечном счёте, это тоже затраты, и кто-то их должен покрыть.

В итоге получается замкнутый круг. Арендаторы и посетители могут чувствовать себя в безопасности, страховка покроет ущерб, если случится пожар. Но при этом цены в магазинах могут снова вырасти: страхование, налоги, аренда, проверки — всё ляжет на плечи бизнеса. И в конечном итоге - на потребителей, то есть на нас с вами.

— Мы привыкли считать, что безопасность — это ответственность государства или спасателей, — говорит Асель Койлыбаева. — Но на самом деле это наша общая ответственность. И страховка — способ защитить всех, а не наказать кого-то.

Так что теперь, заходя в торговый центр, можно чувствовать себя чуть спокойнее. Но если любимый бутик вдруг закроется, то, возможно, он просто не выдержал новых правил пожарной безопасности.