Caravan.kz рассказывает детали.
Откуда взялись пестициды в таком количестве
Вокруг Алматы в советское время было много колхозов. Поля и сады требовали защиты от вредителей и болезней, поэтому предсказуемо, что в ход пошли пестициды. В регионе были десятки складов, где хранились эти вещества – как позже выяснилось, смертельно опасные. Уже в советское время от накопившихся в воде пестицидов гибла рыба, с 1982 по 1987 год на территории Казахской ССР было зарегистрировано 14 таких случаев.
После развала СССР склады оказались в частных владениях. Властям было не до них, и новые хозяева участков разбирались с проблемой как могли. Десятки тонн пестицидов не были утилизированы как следует – их выбрасывали на свалки, закапывали и даже сбрасывали в колодцы. Выброшенные на свалки вещества в конце концов тоже оказывались в земле после того, как тара приходила в негодность. Хранилища были разобраны на стройматериалы для новых построек, емкости из-под химикатов использовались в хозяйстве, например, в качестве поилок для скота. На месте складов выросли жилые дома.
Результаты предсказуемы – все оказалось заражено ядовитыми веществами: вода, почва, растения, животные и люди. Многие из этих пестицидов, например, ДДТ, теперь запрещены и не используются в сельском хозяйстве РК, в том числе потому, что могут накапливаться в живых организмах и передаваться по пищевой цепи. Если человек съест кусок зараженного такими веществами мяса, они останутся в его организме и приведут к негативным последствиям. Это подтверждено различными исследованиями, которые проводились как в Казахстане, так и за рубежом, например, в Японии, Китае, Вьетнаме, Камбодже, Индии.
Как это отражается на людях
Если описать ситуацию двумя словами – ничем хорошим.
Ученые Института биологии и биотехнологии и Института генетики и физиологии растений годами изучали обстановку в поселках Кызылкайрат, Амангельды, Бескайнар, Бельбулак, Енбекши Талгарского района Алматинской области (в 50 км от Алматы). Исследователи выезжали на места, брали пробы, опрашивали местных жителей, проверяли состояние животных. Результаты были неутешительными: во всех местных продуктах, а также земле и воде содержание пестицидов зашкаливало, люди болели и умирали, у животных наблюдались врожденные дефекты. Нередко места захоронения пестицидов можно было обнаружить по сильному запаху или серой пленке на поверхности воды.
Пробы продуктов питания брали в Таукаратурыке (контрольный участок) и в 4 селах (Бескайнар, Кызылкайрат, Амангельды и Бельбулак), где были обнаружены неиспользуемые устаревшие пестициды. В итоге ученые обнаружили присутствие 24 пестицидов в продуктах питания растительного (яблоки, груши, томаты, огурцы, сладкий перец) и животного (говядина, коровье молоко, мед) происхождения, выращенных в местах локализации неиспользуемых ХОП. Иногда содержание было в высоких и недопустимо высоких концентрациях (до 2500 раз выше предельно допустимой).
Среди фруктов «рекорд» по содержанию пестицидов (особенно ДДТ, γ-ГХЦГ, β-ГХЦГ, эндосульфана и группы пестицидов альдрина) установили груши.
Среди овощей – огурцы.
В образцах говядины наблюдалось повышенное содержание β-ГХЦГ, γ-ГХЦГ, эндрина и дильдрина. В образцах коровьего молока была обнаружена только высокая концентрация дильдрина. Содержание пестицидов в мясе было в 4–5 раз выше, чем в молоке.
Медицинские обследования людей показали, что здоровье людей, подверженных постоянному воздействию хлорорганических пестицидов, хуже, чем у тех, кто живет дальше от бывших складов. Более того, пестициды воздействуют на хромосомы, а значит, приводят к росту числа врожденных заболеваний у детей. Но даже если человек приехал в Талгарский район взрослым, постоянное употребление таких продуктов может привести к самым разным заболеваниям, от рака до проблем с психикой, так как пестициды отравляют организм полностью, не оставляя нетронутых органов.
Как обстоят дела сейчас
Со времени последних публикаций «КАРАВАНА» о проблеме прошло четыре года.
Население Талгарского района за эти годы выросло: в 2019 году здесь жили 196 567 человек, в 2022-м - 237 869, на 1 января 2025-го - 255 145. Все эти люди - в зоне опасности, как и те, кто покупает у них продукты. Да, привычка регулярно покупать огурцы или мясо у апашки на трассе может выйти боком.
Чиновники обещали заняться ситуацией.
«Я сразу переговорил с директором Института генетики и физиологии Лейлой Джансугуровой. Участки, на которых когда-то хранились запасы пестицидов, находятся в частной собственности. С представителями сельских акиматов мы выехали, посмотрели некоторые. К примеру, тот, что на территории действующего племзавода – ровный, ничего на нем нет. Вообще постановлением акима будет создана рабочая группа с участием санитарной службы, территориальной инспекции защиты и карантина растений. Предполагаем, что возможны трудности с владельцами земли – не все захотят пустить к себе. Это не один день работы», - сказал тогда корреспонденту «КАРАВАНА» исполняющий обязанности руководителя отдела сельского хозяйства Талгарского района Алдияр Абдрешбаев.
Абдрешбаев уже покинул эту должность – теперь ее занимает Айдын Анварбекович Сураншиев.
Именно он ответил на запрос «КАРАВАНА» о текущей ситуации с пестицидами. В запросе мы спрашивали про обещанную рабочую группу, проверки заброшенных складов за последние годы, про любые меры, которые были предприняты местными чиновниками для улучшения ситуации. Судя по ответу Айдына Анварбековича, никаких мер не было. Почему?
«В 2021 году и.о. руководителя ГУ «Отдел сельского хозяйства Талгарского района» А.Абдрешбаевым был сделан выезд совместно с участием других государственных органов и вашим представителем, указанные в заявлении заражения почвы и воды вредными веществами в ходе выезда не подтвердились», - сообщили в отделе сельского хозяйства.
Что это за «другие государственные органы», в ответе не уточнено.
И откуда тогда ученые взяли пробы с зашкаливающим количеством пестицидов, и почему рыба и лягушки в Талгарском районе мутируют и рождаются с уродствами, в ответе не запрос также ничего не сказано. Можно ли тогда считать, что Сураншиев обвинил исследователей во лжи и фальсификации данных? В конце концов, заявление чиновника противоречит результатам проб и другим данным, которые заражение подтвердили. Непонятно.
Так что огурцы и молоко на трассе я покупать точно не буду – пестициды, о которых писали ученые из Института биологии и биотехнологии и Института генетики и физиологии растений, сохраняются в почве, воде и продуктах очень долго.