Зачем Астане нужен ФНБ, и как долго он сможет проработать? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
В конце ноября Высшая аудиторская палата неожиданно разродилась жестким отчетом о работе национального холдинга «Самрук-Казына». Настолько неожиданным, что многие люди начали говорить о неизбежной реформе, а может быть, и ликвидации ФНБ.
Аудиторы отмечают недостаточный уровень корпоративного управления в фонде: плохая разработка стратегических документов, занижение плановых показателей, плохой контроль за развитием холдинга. За 2020-2024 годы в группе было 23 бездействующие компании, а по итогам 2024 года 41 компания показала убыток.
Интриги добавляет тот факт, что руководителем ВАП является Алихан Смаилов, бывший первым заместитель премьер-министра, а затем и премьер-министром страны именно в тот проверяемый период - с 2019 по 2024 год. Он не мог не знать, что происходит в СК в это время, так как Фонд подчиняется правительству напрямую.
Вопросов и претензий к «Самруку» и национальным компаниям накопилось очень много.
Конечно же, в первую очередь простых людей раздражают завышенные оклады и премии руководству Фонда. Экономисты же недовольны тем, что квазигоскомпании не хотят делиться с бюджетом своими доходами.
«Самрук» — это вообще вещь в себе. Не понимаю, почему школы должен строить «Самрук»? Пусть заплатит дивиденды государству, а школы будут построены за счет бюджета. Никак не наоборот. Финансирование бюджетных нужд за счет денег «Самрук-Казына», парафиксальные доходы, которые идут не в бюджет, тоже создают проблемы», - прокомментировала «Каравану» свое отношение к квазигосударственному сектору председатель совета Ассоциации финансистов Казахстана Елена Бахмутова.
Глава АФК затронула очень большую проблему. По данным Всемирного банка на июнь 2024 года, доля квазигосударственного сектора в ВВП Казахстана составляет около 40 %. ВВП Казахстана в 2024 году составил 290 млрд.
Если применять к «Самруку» и «Байтереку» стандартные аналитические оценки как к объекту для инвестирования капитала, то следует ожидать, что весь квазигос должен дать прибыль больше 7 трлн тенге. Допустим пятую часть прибыли эти предприятия так или иначе оставят себе. Итого в бюджет государства они должны отдавать 6 трлн тенге.
Но мы же знаем, что наши госкомпании неэффективны. Самые доходные нацкомпании по прибыльности уступают крупному частному бизнесу в стране.
По факту в 2024 году весь квазигоссектор принес республиканскому бюджету Казахстана всего 184,5 млрд тенге доходов. Это рассказал министр финансов Мади Такиев, выступая с национальным докладом по управлению госактивами и квазигоссектором за 2024 год перед мажилисом в октябре 2025 года.
В 30 раз меньше, чем должен! Куда уходят деньги?
Дефицит бюджета на 2025 год в Казахстане запланирован в 4,1 трлн тенге. Если бы квазигоссектор отдавал свою прибыль в бюджет как положено, то, возможно, не понадобилась бы налоговая реформа.
«Учитывая, что «Самрук» - оператор большого числа программ по модернизации, которые инициировал глава государства, понятно, что мочить холдинг будет выглядеть как дискредитация политики государства. Поэтому ВАП подготовил вежливый обтекаемый релиз. В ответ «Самрук» тут же дал комментарий, а все указанные меры «мы исправляем» или уже исправили», - поделился своими наблюдениями с «Караваном» политолог Данияр Ашимбаев.
Да, в обществе есть запрос на будущее «Самрук-Казына». Тогда возникает вопрос: что делать с долгами, висящими на фонде?
«Самрук» для реализации своих проектов привлекал большое количество займов. По моим расчетам, две трети онда находится в залоге. Если его упразднить, то его задолженность автоматически переходит либо на нацкомпании, либо на бюджет. Бюджет такой нагрузки не потянет», - напоминает политолог.
Второй вопрос: «Самрук» с точки зрения управления активами.
В свое время министерства активно залезали в карман нацкомпаний. Точно так сегодня делают акиматы с СПК. Фонд является прокладкой, который не дает сильно помыкать госсектором. Поэтому его ликвидация вызывает массу вопросов.
В 2022 году Касым-Жомарт Токаев сделал ФНБ «Самру-Казына» главным инструментом экономического развития Казахстана. КТЖ, KEGOC, «Казмунайгаз», «Самрук-Энерго» изо всех сил реализуют большое количество проектов. Проекты в нефтехимии, расширение железнодорожной логистики, ввод новых станций в энергетике.
А поскольку потенциала самих госкомпаний для этого не хватает, то происходит «перекрестное финансовое опыление».
«У Самрука есть свои средства, заемные и бюджетные. Если нацкомпания самостоятельно тратит деньги на программы развития и платит дивиденды государству, то государство будет их реинвестировать через программы развития. Здесь, видимо, решили оптимизировать и сделать Самрук оператором модернизационных программ», - рассуждает политолог.
С другой стороны, есть вопрос в организации работы. Структура госссектора запутанная: дочерние компании, «внучки», «правнучки». Конечно, было бы лучше их оптимизировать. Но пока откровенно не до этого.
И третий вопрос – идеология. Какова цель существования ФНБ «Самрук-Казына»? Ради чего государство контролирует половину экономики, прекрасно понимая, что это сдерживает ее рост?
Изначально, целью создания «Самрука» было привести в порядок систему управления всей государственной собственностью. После этого встала проблема улучшения корпоративного управления. В результате холдинг несколько лет занимается трансформацией, конца которой нет.
«Поскольку на «Самрук» возложили обязанность заниматься ускоренной модернизацией, то все финансовые планы пока летят в трубу. Получаемая прибыль нацкомпаний уходит на инвестиции и перераспределение внутри самого холдинга. Растет кредитная нагрузка на компании. Поэтому вопрос о его ликвидации или реорганизации потерял актуальность, - уверен политолог. – Но все зависит от того, какие цифры положили на стол президенту».