Казахстанские компании рассчитывают получить треть от цены АЭС

Это позволит не только поднять промышленность, но и оставить часть денег внутри страны, а затем заставить их работать уже на получение и освоение новых технологий. Такое мнение в интервью «Каравану» высказал председатель Казахстанской ассоциации энергоремонтных, проектных, инжиниринговых компаний и производителей энергетического оборудования Сергей Агафонов.

- Сергей Сергеевич, наблюдая за вашей активной работой в социальных сетях, мы отметили: вы начали продвигать идею, что компания «Росатом», вендор в строительстве первой АЭС в Казахстане, должна привлекать к строительству наши отечественные компании.

- Честно говоря, мне очень понравился итог работы нашего правительства по выбору проекта АЭС: мы смогли сторговаться с нашими инвесторами так, чтобы две национальные компании конкурировали между собой за рынок Казахстана. Гораздо хуже, когда никто за тебя не борется. Значит, ты никому не интересен. А так очень хорошо получилось. И конкуренция будет продолжаться по разным составляющим.

И первая такая составляющая – участие казахстанских предприятий в строительстве АЭС. Мы сейчас уже начинаем переговоры. Большое обсуждение произойдет на конференции по энергетике Powerexpo в Алматы в октябре.

- Это нормальная практика, когда оператор передает местным компаниям подряды?

- Мы должны брать за пример Турцию с точки зрения локализации. Смотрите: цена АЭС «Аккую» - 22 млрд долларов. Российским подрядчикам ушло 15 млрд. Остальные семь миллиардов – самим туркам. Это уровень локализации в 32 %. Очень неплохой уровень. АЭС за это время обросла дополнительными бизнесами. Понятно, что это цемент, стройматериалы и все строительство. То есть мы верно предполагаем, что получить треть цены возможно, и это наша цель.

- По информации белорусских СМИ, при строительстве АЭС в Островце местные подрядчики тоже смогли получить до 30 % от стоимости АЭС.

- А вот в этих цифрах я сомневаюсь, зная уровень развития электромашиностроения в этой стране. К тому же Беларусь и Россия находятся в союзном государстве, они могут использовать другую методику расчёта. Но в целом уровень локализации соответствует общепринятой норме.

- Зачем государственной компании «Росатом» привлекать казахстанские компании к строительству?

- Во-первых, это позволит россиянам выглядеть более предпочтительными партнерами. Например, по сравнению с теми же китайцами.

Во-вторых, привлечение местных подрядчиков снижает конечную цену всей АЭС. Конечно, россияне могут привлечь к строительству только свои проверенные компании, закупать только российский цемент и металлоконструкции. Но во сколько обойдется привезти все это в Казахстан? Проще взять это здесь, если мы производим все необходимое.

- Что могут сделать наши предприятия для АЭС?

- Прежде всего это строительство корпуса станции: фундамент, стены, перекрытия, купол, эстакады, градирни. Это все способны сделать казахстанские компании из казахстанских материалов: камень, цемент, бетон, металлоконструкции - все это мы производим.

Далее, если убрать «ядерный остров» - сердце любой атомной станции, где находится реактор, системы его управления, контуры теплоносителей и системы защиты, то все это превращается в обычную тепловую станцию. А с этим мы уже хорошо знакомы. Наши заводы могут изготовить для нее почти все необходимое.

- Например, кто может это производить?

- В Караганде завод «Бёмер арматура» делает различную запорную арматуру по немецким технологиям. «Силумин-Восток» в Усть-Каменогорске выпускает щиты управления. Карагандинский турбомеханический завод делает лопатки для турбин. Сейчас его, скорее всего, не привлекут. Но в будущем, при ремонте оборудования - вполне.

«Алагеум электрик» - превосходные трансформаторы. В Астане «Таврида электрик» выпускает высоковольтные выключатели и коммутационное оборудование. Компания «Неро групп» и корпорация «Сайман» – приборы и системы учета всего: тепла, воды, газа и электроэнергии.

В Караганде работает «Профленд». Компания делает из карметовской стали все конструкции – лотки, электромонтажную продукцию, эстакады, металлопрофиль, мостики переходные. «Карлскрона» – насосное оборудование и арматура.

У нас три кабельных завода – «Казэнергокабель», «КазЭлектроМаш» и «Талдыкорганкабель». А кабелей на любой станции полно. Эту сторону можно полностью закрыть нашим производством.

«КазЭлектроМаш» – множество различного профильного оборудования. Мы делаем системы водоподготовки, безопасности. В Актобе выпускают резинотехнические изделия для энергетики. У нас работают два завода изоляторов.

Все это мы уже можем делать сейчас. Но я хочу подчеркнуть, что у «Росатома» будут потребности в особом оборудовании, которое мы не выпускали, но можем производить. Спрос обязательно рождает предложение.

Мы получим доступ к новым стандартам, которые сможем внедрять на казахстанских предприятиях. Причем стандарты и технологии в современной атомной энергетике таковы, что выше только космос.

Мы уже общаемся с массой компаний по выпуску строительных материалов. Эта компонента, уж точно не сомневаюсь, будет за нами.

- 30 % – это 4,2 млрд долларов. Или 420 млн долларов в год, если разделить на все время строительства. Для казахстанских компаний это большой рынок сбыта?

- Это огромнейший рынок. Причем из этих четырех миллиардов один миллиард вернется в бюджет через различные налоги. 

- В строительство АЭС, которую будет строить китайская компания, вы намерены входить?

- В проекты с участием китайцев нашим предприятиям входить практически не удавалось. Они же везут всё свое, чтобы экономить. Для них это имеет экономический смысл, так как их продукция дешевле. Даже с учетом расходов на доставку.

До конца года, может быть, будет какое-то продвижение по китайскому проекту. По крайней мере, возобновление переговоров. Китайцы приучили нас, казахстанцев, к тому, что мы только платим и получаем готовый продукт. Мы можем потерять и те условные 4 млрд долларов, которые могут оставить для нас россияне. И на эти 4 млрд не будет запущено новое производство, не будут работать казахстанцы, не будут обучены новые специалисты.

Поэтому, даже если китайцы сделают АЭС быстрее и дешевле, чем «Росатом», пользы для экономики страны они при таком подходе принесут меньше.