Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку

Как контроль за состоянием транспорта в Казахстане превратился в кормушку

“Массовая авария произошла в Алматы из-за самосвала с отказавшими тормозами”, “Неисправный грузовик протаранил три авто”, “ДТП в Алматы. У автобуса отказали тормоза”.

  • 23 Февраля 2022
  • 1170
Фото - Caravan.kz

Это лишь несколько заголовков из сводок о происшествиях, которые случались за последние годы. Объединяет их одно: трагедии произошли из-за технических проблем транспорта, при этом все машины должны были проходить обязательный техосмотр.

Как жизненно важный контроль за состоянием транспорта превратился в кормушку и стал угрозой для общества? Общественники вышли с обращением срочно навести порядок в одной из самых коррумпированных сфер и сделать техосмотр прозрачным и эффективным.

Как министры техосмотр делили

Около 10 лет назад технический осмотр автотранспорта в Казахстане был передан из системы МВД РК в комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития.

Тогда громко объявили, что сделано это было для борьбы с коррупцией и монополизмом. Но сегодня это звучит насмешкой над обстоятельствами. Водители знают, что процедура превратилась в формальность.

Получить осмотр порой можно вообще без самого осмотра, заплатив определенную сумму. Много лет это было подобием негласного “отката”, который исправно делал каждый водитель.

При этом все понимали, что смысла в таком осмотре нет, это зарабатывание денег для определенных лиц. Зато чиновники МИИР, получившие функции контроля и надзора, бдели за тем, чтобы нормативные правила на бумажке были в порядке. То, что в жизни эти правила не соблюдались и превратились в пустой звук для многих, похоже, никого не тревожило. Периодически возникало, простите, подобие фикций и имитации бурной деятельности. Но страсть к наведению порядка в этой сфере была хоть и эмоциональной, но безрезультатной. Покончить с беспределом не удалось за 10 лет.

Впрочем, удовольствие от таких отношений получали все: водитель быстро отстреливался и бежал по делам, а проверяющий складывал денежку в карман. Страдали лишь жертвы ДТП по причине тех неисправностей и экология городов, которые задыхались от выхлопов. Учитывая огромный автопарк в том же Алматы, техосмотр стал золотой жилой для тех, кто готов предоставлять услугу, прикрыв один глаз.

Эксперты из области транспорта на днях направили письмо на имя Президента Касым-Жомарта ТОКАЕВА, в нем сказано: “Можем констатировать, что под руководством и надзором комитета транспорта за 10 лет процедура, направленная на повышение безопасности на дорогах страны, превратилась в источник коррупции – куда более высокий, чем ранее”.

Пройти техосмотр через соцсети

– Сегодня любой автовладелец знает, что пройти техосмотр — это значит просто заплатить 1 500–3 000 тенге, при этом не посещая станцию техосмотра и не проходя необходимые процедуры. Дошло до того, что “пройти техосмотр” возможно через соцсети. Можно найти десятки таких объявлений – самое удивительное, что никто не скрывает этих фактов, всё это происходит на глазах, как будто так и должно быть, – говорит один из участников экспертной группы Алексей АЛЕКСЕЕВ. – Мы подняли вопрос, что так продолжаться не может. В группу вошли: президент ассоциации безопасности дорожного движения “Общая дорога” Арсен Шакуов, член-корреспондент Международной академии транспорта Андрей Тимофеев, представитель автобизнеса Серик Ажимуратов и многие другие. Существующая процедура проведения технического осмотра в стране полностью дискредитировала себя. Комитет транспорта за 10 лет не стал тем органом, который создал условия для развития этой сферы технических услуг, не смог создать условия для привлечения инвестиций в развитие этого бизнеса. Все эти факты усугубляются массовыми коррупционными нарушениями, которые периодически пресекает Антикоррупционная служба РК.

Но постоянно “хлопать” нарушителей – это битва с ветряными мельницами, если сама система провоцирует коррупционный подход.

По-честному невозможно?

– Скажите, как вообще возможно проверить 60 параметров за 30 минут и менее? И еще диагностическую карту оформить, еще и деньги заплатить? – говорит Алексей Алексеев. – Хватит создавать вид бурной деятельности чиновников на бумаге, пора взглянуть на реальную ситуацию. Сократить количество параметров, оставить несколько самых необходимых и те проверять только с помощью современного автоматизированного диагностического оборудования. Человеческий фактор должен быть полностью исключен. Ну и навести порядок с самими станциями ТО. Нормативные документы в сфере технического осмотра во многом противоречат друг другу, масса устаревшей технологической информации. Одним словом, царит полный хаос. Сегодня там зарплата сотрудников, которые осуществляют проверки, около 100 тысяч тенге, и это только по Алматы, а в областях и того меньше. То есть без “прибавки” за один закрытый глаз там работать будут едва ли. Необходимо разобраться с кадрами. Три миллиона машин старше десяти лет: каким автопарком владеют казахстанцы

– Функцию аккредитации центров технического осмотра и допуска их к работе необходимо передать в систему комитета технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции РК. Им же поручить разработку новых условий для функционирования технического осмотра, – говорит Алексей Алексеев.

Отменить нельзя оставить

Депутат мажилиса Айкын Конуров озвучил такие цифры: в Казахстане насчитывается около 2,7 миллиона транспортных средств, прохождение техосмотра для которых является обязательной процедурой. Валовая выручка станций осмотра в целом по стране может составлять от 7 до 13 миллиардов тенге.

Ссылаясь на такие масштабы коррупции, мажилисмен предложил вообще отказаться от техосмотра. Нет осмотра – нет проблем. Но так ли это?

– Мера отчаянная, – считают эксперты. – Отказаться от техосмотра не позволяют международные обязательства, принятые Казахстаном. Да и полагаться на личную ответственность некоторых граждан, к сожалению, не приходится.

Осмотр должен быть гарантией, что на дорогах передвигаются технически исправные авто, – это защита общества.

Гарантией, а не фикцией. К сожалению, найти статистику, сколько ДТП происходит по причине технической неисправности транспорта, нам не удалось. Но жутких новостей о жертвах транспорта, у которого отказали тормоза, предостаточно. Еще сложнее – с данными последствий от дымящих авто, жертвы этой пассивной угрозы растворяются в цифрах медицинских сводок по онкологии, сердечно-сосудистым заболеваниям и так далее. Число подержанных авто, которые требуют ухода, с каждым годом растет. Высокие цены на машины откинули обновление автопарка на несколько лет назад. Ситуация усугубляется снижением доходов населения. На 1 января 2022 года численность автотранспорта старше 20 лет составила более 50 процентов автопарка страны.

– Модернизация технического осмотра, по нашему мнению, не должна стать простой заменой одного ведомства на представителей другого ведомства. Нужна полная перезагрузка системы, направленная на ее первоначальную цель: обеспечение технической и экологической безопасности автотранспорта в интересах миллионов граждан страны, – говорят эксперты.

Алматы

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта