"Хотя бы показательная уголовка": как решить проблему некачественного техосмотра автомобилей в Казахстане - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Хотя бы показательная уголовка": как решить проблему некачественного техосмотра автомобилей в Казахстане

"Хотя бы показательная уголовка": как решить проблему некачественного техосмотра автомобилей в Казахстане

Как избавиться от формального характера процедуры технического осмотра автомобилей в Казахстане и придать этому более эффективное и правильное предназначение?

  • 16 Июля 2019
  • 6607
Фото - Caravan.kz

На прошлой неделе в Казнете прошла информация о предложении отменить техосмотр в Казахстане. Проектный офис "Адалдық алаңы", открытый агентством по противодействию коррупции, провел мониторинг сферы проведения техосмотра, в ходе которого эксперты нашли ряд нарушений.

По словам руководителя "Адалдық алаңы", с 2018 года выявлено 724 нарушения правил организации проведения обязательного технического осмотра транспортных средств.

— В этой связи проектным офисом "Адалдық алаңы" вносится предложение о рассмотрении вопроса об исключении требований прохождения технического осмотра личных автотранспортных средств. Оставить данные требования только для общественных транспортных средств и транспорта, состоящего на балансе государства, сказал Мирас Каргабай.

Однако вскоре после этого министерство индустрии и инфраструктурного развития развеяло слухи вокруг этой новости, заявив, что техосмотр в Казахстане отменять не планируется. В ведомстве пояснили: периодическое прохождение техосмотра — это общемировая практика. В то же время будут, напротив, усилены требования к специализированным программам, которые передают информацию с контрольно-диагностического оборудования операторов технического осмотра. Другими словами, предполагается исключить фиктивную проверку автомобиля.

Тем не менее эта тема остается довольно болезненной для многих отечественных автомобилистов, ведь, по мнению большинства, техосмотр в сегодняшнем виде не выполняет первоначально возложенные на него функции, а превратился в формальную и не совсем законную процедуру.

Но насколько проблема некачественного техосмотра масштабна и важна в рамках безопасности на казахстанских дорогах? И как можно будет избавиться от формального характера и придать этой процедуре её исконное предназначение? Эти и другие вопросы корреспондент медиа-портала Caravan.kz обсудил с двумя экспертами в автомобильной сфере – алматинским водителем с 21-летнем стажем и отечественным автомобильным журналистом.

– Конечно, хотелось бы, чтобы подобные процедуры регулировались правильно и согласно закону, но, к сожалению, у нас все очень поверхностно, отметил Малик К., алматинец с 21-летним водительским стажем. — К примеру, если у тебя в автомобиле нет аптечки, ты можешь найти другой подход, немного раскошелиться, и на этом вопрос будет закрыт.

Лично я считаю, что каждый водитель обязан тщательно проходить техосмотр. Делается это для того, чтобы обезопасить себя и окружающих, потому что автомобиль является источником повышенной опасности.

–  Как, по-вашему, можно добиться того, чтобы техосмотр в Казахстане проводился добросовестно? Возможно, стоит прибегнуть к опыту передовых стран?

– У нас и здесь было бы все нормально, если бы коррупция не пустила свои корни чуть ли не в каждую сферу. Знал такие случаи, когда на станцию техосмотра даже машину везти не приходилось, достаточно было отчехлить определенную сумму – и пожалуйста, готово.

– А вы уже прошли техосмотр в этом году?

– Собираюсь в конце августа. В целом у меня с автомобилем все в порядке – тормоза работают, ручник также в рабочем состоянии, колодки и ходовка в порядке, фары светят, но нужна корректировка – машина праворукая. Есть и аптечка, и огнетушитель. В общем, на станции техобслуживания за такими вещами должны следить,сказал наш собеседник.

Другой наш собеседник, известный казахстанский автомобильный журналист Роман Масленников, также высказал мнение, что технический осмотр автомобиля — это прежде всего обеспечение безопасности.

Роман Масленников

 Роман Масленников. Фото — Facebook

 

– Новость, или, правильнее будет сказать, «утка», о том, что в Казахстане предложили отменить техосмотр, выглядела довольно дико. Ее практически сразу опровергли. И вполне понятно почему, отметил г-н Масленников в начале беседы. – Техосмотр имеет единственную цель – повышение безопасности движения для участников, будь то пешеходы, велосипедисты и, конечно, автомобилисты. Автомобиль, у которого не работает поворотник, в ночное время представляет угрозу для пешехода или другого автомобилиста. Автомобили, у которых изношены привода (что часто бывает) или тормозная система (что бывает еще чаще, особенно если мы отъедем на 20 километров от Алматы), катастрофическим образом влияют на аварийность и могут привести к серьезным потерям – временным, финансовым, но самое страшное – жизненным.

Надеемся, что следующая команда, которая получит тендер на механику прохождения техосмотра, будет эффективной с каким-то своим уникальным решением. Потому что прохождение техосмотра в нашей стране уже возведено в рамки «приехал-заплатил-уехал». Хочется верить, что алгоритм прохождения техосмотра и получение диагностической карты будут объективны.

– То есть ситуация на сегодняшний день довольно плачевная?

– Если мы посмотрим на парк автомашин в любом из казахстанских городов – достаточно пяти минут на оживленной улице, то невооруженным глазом будет видно, что на дорогах курсируют автомобили, которые никак не могут пройти техосмотр: настоящие ведра, у которых тормозит только одно колесо. И, вы знаете, таково лицо коррупции в этом секторе, и оно говорит само за себя. Но беда не только в этом. Люди сами не хотят тратить время на проверку своего авто, и работники СТО к этому тоже привыкли. 

Стоит ли рассчитывать, что в перспективе техосмотр в Казахстане перестанет быть фиктивным и будет функциональным в верном понимании этого слова?

– Я слышал о том, что алгоритм, который был предложен казахстанскими айтишниками, выиграл Гран-при в Европе, – вроде бы эффективная схема. Но важно понимать: то, что эффективно для швейцарцев, немцев и англичан, может быть неэффективно для нас. Потому европейцы не привыкли так обманывать систему, будучи при этом специализированным центром техосмотра. Да, первое время и у нас были достаточно жесткие проверки, но в итоге схема «хочу денег за две минуты» все-таки взяла верх.

Мы не говорим о том, что нужно менять ментальность, это в принципе невозможно, но выработать очередной алгоритм получения техосмотра объективно – вполне реально. Но не хотелось бы давать слишком позитивные прогнозы, потому что люди, которые не хотят работать, а желают получать быстрые и легкие деньги, могут обмануть любую систему, найдя в ней какой-то баг. Они могут и дальше клепать, клепать, клепать – и им не важно, доедет автомобиль или нет. Это наплевательское и неуважительное отношение к человеческой жизни.

Конечно, хотелось бы, чтобы государство вводило самые строгие меры по пресечению подобных случаев. Если центр техосмотра выдал свидетельство, которое не коррелирует с техническим состоянием автомобиля, то за это должна быть предусмотрена уголовная ответственность. Хотя бы показательная… Причем во всех регионах страны, сказал в заключение Роман Масленников.  

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта