На местах, кстати, эти два сектора экономики примерно столько и дают в бюджет доходов. Так что забота об обновлении автопарка полиции должна рассматриваться как нормальная инвестиция в стабильно работающее предприятие. Если вы работаете в акимате области.
И наоборот: инвестиции в село очень рискованны. Просто потому, что вся наша страна находится в зоне рискованного земледелия. Будет ли урожай или нет – это как Бог даст. Да еще надо собрать, переработать, сохранить, доставить к покупателю, уговорить того купить товар… Тот еще геморрой. Куда проще вложиться в родную полицию. История показывает, что она подорожный оброк дает в бюджет гарантированно.
Во всех областях Казахстана департаменты внутренних дел приносят местному бюджету штрафов на сумму более 1 процента от всех доходов региона. Если не считать помощь из центра. По Бюджетному кодексу, сборы ДВД остаются на местах. Все эти деньги поступают в распоряжение акимов.
В 2017 году полиция собрала штрафов на 2 триллиона 142 миллиарда тенге. В основном это штрафы, собранные с водителей за нарушение ПДД. Другие нарушения у наших полицейских популярностью не пользуются. Видимо, потому, что у водителя гарантированно есть деньги. А у пешехода и денег может не быть. Так, мелочь по карманам на автобус.
Не буди лихо…
Шесть регионов дали ровно 70 процентов всех доходов. Это Алматы, Астана, Алматинская, Карагандинская, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Судя по действиям полиции, здесь самые опасные в стране дороги.
Самый безбашенный город страны – Алматы. Здесь собрано штрафов на 8,5 миллиарда тенге. По сравнению с 2016 годом разгульное поведение водителей никак не сокращается: сумма штрафов в прошлом году выросла сразу на 1,5 миллиарда.
Эта зараза передалась и водителям Алматинской области: полицейские были вынуждены наказать местных шумахеров сразу на 3 миллиарда тенге. За счет этого, кстати, регион вырвался в лидеры по темпам прироста поступлений за административные правонарушения. По сравнению с позапрошлым годом рост составил 20 процентов.
Следующая за ним с выдающимся ростом доходов по штрафам – ЮКО. Рост – 18 процентов. Всего было собрано почти 3 миллиарда тенге. Как частные компании и акимат заработают миллиарды на штрафах в Астане
А вот в Астане и Карагандинской области, напротив, сборы снижаются. В столице эта цифра упала ненамного – на 5,5 миллиона тенге. Показатель на миллионный город мизерный и совсем не говорит о том, что стражи порядка в столице стали работать спустя рукава. На днях проскочила информация, что водители столицы недоплатили штрафов на 1 миллиард тенге. В этом случае ДВД Астаны уверенно догоняет своих коллег из Алматы по доходности. А это, видимо, уже результат работы автоматизированной системы “Сергек”, которая запущена в сентябре прошлого года.
С помощью этой системы полиция теперь и ловит должников: в начале месяца была начата операция “Борышкер-2018”. С помощью планшетов инспектора подключаются к камерам “Сергек” для выявления неплательщиков.
Всего снижение объема штрафов за адмправонарушения произошло в семи регионах: это также Акмолинская, Костанайская, Актюбинская, Кызылординская и Северо-Казахстанская области.
Подорожник цветет
Цифры, конечно, впечатляют. Но лучше посмотреть, какое значение имеют штрафы полиции для местных бюджетов. Это демонстрируют данные о доле штрафов в структуре доходов региона. Но обязательно без учета преференций. В ЮКО, скажем, подпитка из Астаны доходит до половины от всего бюджета. Эти деньги надо выбивать, доказывать их необходимость. С местными доходами, в том числе с водителей, все проще. Все под рукой.
В семи регионах доля штрафных денег составляет 1,5 и более процентов от собственных доходов. Это Алматы, Алматинская, Кызылординская, Жамбылская, ЮКО, ВКО и СКО. Причем видно, что значение этих денег для бюджета очень важно: за последние 3 года сумма начисленных штрафов существенно не меняется или растет.
Самый “нежадный” до подорожных денег – акимат Павлодарской области. В структуре его доходов они составляют всего 0,87 процента. Кстати, по сравнению с позапрошлым годом здесь снизили сумму штрафов почти на 100 миллионов. Все остальные получают от 1 до 2 процентов.
***
Перейдем к средним цифрам. Они показывают, насколько жестко или мягко относятся водители к правилам, а инспектора полиции к тем, кто за рулем. Как казахстанские акимы зарабатывают на штрафах с водителей
Сегодня в Казахстане зарегистрировано 4 миллиона 388 тысяч автотранспортных средств. Сюда включены легковые, грузовые автомобили и автобусы. Кстати, по сравнению с прежними данными машин стало меньше на 9 тысяч единиц.
Сколько платит средний водитель штрафов? В среднем по стране это 6 820 тенге в год (с бампера). Это прямая аналогия со средним чеком у магазинов – ключевая цифра для выявления активности продаж.
По сравнению с прошлым годом дань выросла на 490 тенге. Тем не менее сумма подорожного оброка смешная. Средний и самый популярный размер штрафа в отечестве до снижения – 10 МРП. Это превышение скорости, неправильный проезд перекрестка, отказ уступить дорогу спецтранспорту, неправильная остановка. В прошлом году это было 22 690 тенге.
Деньги смешные, потому что минимум пару раз в год каждый из водителей “встречается” с патрулем дорожной полиции. Или же к нему приходит “письмо счастья”. Есть особо талантливые водители, для которых такие “свидания” регулярны.
Половина из таких встреч заканчивается протоколом или его угрозой. Тогда средний чек на автомобиль должен быть минимум 10 тысяч. Куда ушли остальные 4 тысячи? Есть подозрения, что мимо кассы уходит гораздо больше. Мы, к сожалению, пока не видим декларации о доходах государственных чиновников и сотрудников полиции. Поэтому можем только предполагать. Этот вопрос “КАРАВАН” поднимал и в прошлом году. Но ответа мы так и не получили.
“Мыши плакали, но продолжали жрать кактус”
Среди регионов самые доходные водители катаются по дорогам Алматы: в прошлом году средний автовладелец заплатил 17 350 тенге штрафа. Средний автолюбитель / профессионал Астаны платит меньше – 10 500 тенге. И далеко позади плетутся провинциалы: “средний штрафник” Актюбинской, Алматинской, Кызылординской, Мангистауской и Восточно-Казахстанской областей внес в кассу от 5 до 8 тысяч тенге. Остальные – меньше 5 тысяч.
Если сравнивать объем штрафов между Алматы и Астаной и другими регионами, складывается ложное впечатление, что две столицы – очень опасные города. И число ДТП здесь должно быть самым высоким по стране. Фактически это не так.
Комитет по статистике дает такие данные: в 2016 году в Алматы было совершено 5 203 ДТП, в Астане – 708. Разница в 7 раз! Хотя, если притянуть за уши все показатели – население, число автомобилей, количество ДТП, разница не может быть больше 3–4 раз. Выходит, где-то на уровне рядовых полицейских проблемы с ДТП утрясаются по-свойски и информация о них просто теряется? Ветеран рассказал о хитростях казахстанских гаишников
Такие же несовпадения выглядывают между цифрами из других регионов. Вот, например, два близнеца – Павлодарская и Северо-Казахстанская области. Здесь примерно одинаковое количество автомобилей – 179 и 171 тысяча.
Но в первой случилось 880 ДТП, во второй – всего 227. Так же сильно разнится и “средний чек”: в СКО это 5 200, у соседей – 3 500.
Все-таки главный фактор при определении опасности на дорогах – человеческий. ДТП регистрирует живой инспектор полиции. И если он не заполнит протокол, информация о происшествии или нарушении правил движения не поступит в ДВД. А деньги от штрафа не уйдут в бюджет области. А куда они уйдут – это вы сами додумывайте.
Простое сравнение показывает: сумма доходов от штрафов зависит вовсе не от числа ДТП и погибших на дорогах. А от уровня дохода в конкретном регионе. Штрафы платят живые люди. Поэтому неудивительно, что больше всех имеют Алматы и Астана – здесь зарабатывают больше. Меньше всех – Жамбылская и Северо-Казахстанская области – это самые бедные регионы.
Алматы
Олимпийские Игры 2026
Почему антидопинговые службы не хотят, чтобы прыгуны с трамплина увеличивали половые органы
Пенсия 2026
9 лет трудового стажа пенсионерки восстановили в Павлодаре
Налоговый кодекс РК 2026
Чиновники никак не ограничены в том, как могут тратить бюджетные деньги: как они перегрели экономику?
АЭС
В Казахстане утвердили место для строительства второй АЭС
Алматы
Научное сообщество поддержало проект новой Конституции Казахстана
МРП 2026
Штрафы подросли: за какие нарушения казахстанцам придётся платить до 130 тыс. тенге
Землетрясение
Жители нескольких районов Жетысуской области ощутили землетрясение
Бокс
WBO вынесла новое решение по Жанибеку Алимханулы
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Суд вынес приговор мужчине, который задушил родную мать в Астане
Азербайджан
В Акмолинской области полицейские помогли водителям из Азербайджана
Шымкент
Мать подростка из Шымкента наказали за ДТП на ее авто
Иран
До конца февраля одна из авиакомпаний отменила рейсы в Алматы
Нефть
В чем был смысл атаки украинских дронов на казахстанские танкеры в территориальных водах России
Закон
В Казахстане вступил в силу Закон об искусственном интеллекте
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Китайскую с туристку с кровотечением эвакуировали в алматинских горах
Медицина
В Казахстане расширили перечень заболеваний, лечение которых доступно по ОСМС