Корреспондент медиа-портала Caravan.kz побеседовал на эту тему с известным отечественным востоковедом Расулом Жумалы.
— С чем связано молчание официальных источников Узбекистана о состоянии здоровья г-на Каримова?
— Наверное, это нерешительность, растерянность, страх и неготовность элит к такому повороту событий — что, собственно, не удивительно. Все-таки на протяжении 27 лет Ислам Каримов выстраивал это государство исключительно под себя, замыкая все на себе, находясь на вершине этой властной пирамиды. Все было замкнуто на нем, и замкнуто до сих пор. И теперь, когда он оказался в таком непонятном состоянии, это вызвало с одной стороны растерянность и неготовность реагировать. С другой стороны: наверное, есть элементы вот такой внутриэлитной конкуренции и соперничества, когда весомые фигуры в окружении Каримова имеют властные амбиции и хотят занять его место, но опасаются конкурентов и того, что это может быть неким фальстартом – об этих амбициях заявить. Непонятно, вернется в строй Ислам Каримов, или нет. Все смешалось, и сейчас узбекское руководство взяло паузу, ограничиваясь короткими репликами о том, что «ситуация под контролем, все нормально». Но какой-либо дополнительной информации нет. Я объясняю это неготовностью Узбекистана к преемственности власти. Это показывает шаткость и хрупкость авторитарной системы Узбекистана, когда все завязано на одном человеке. А это – показатель слабости государства.
— Может ли сообщение о смерти быть политической «уткой», чтобы выявить возможных государственных предателей?
— Исключать ничего нельзя. Это тонкая восточная политика. Подобные эксперименты делались другими диктаторскими режимами. Но мне кажется, что вероятность такой версии невысока, хотя бы потому что, во-первых, это было заявлено впервые на официальном уровне. До этого были вбросы со стороны оппозиционных структур, порталов, не находящихся на территории государства — того же «Фергана.ру». Но сейчас официальный Ташкент подтвердил серьезные проблемы Каримова со здоровьем. Во-вторых, говорить сейчас о какой-то серьезной внутренней оппозиции Каримову не приходится. Всю оппозицию он зачистил за минувшие годы. Его окружение, которое он сам отбирал, — преданно и лояльно. И проверять таким образом его окружение на вшивость нет особого смысла.
— Что ждет Узбекистан в случае смерти Ислама Каримова?
— Государство, в котором все завязано на одном человеке, является неким заложником состояния этого человека, его капризов, здоровья – это не есть хорошо. Это уязвимость страны. Если с Каримовым что-то случится, то есть вероятность, что ситуация может выйти из-под контроля. Эта вероятность не так высока, как в случае с Грузией или Украиной, но нет гарантии, что преемственность власти при таком стечении обстоятельств в Узбекистане произойдет безболезненно и спокойно. Очень много внутренних игроков и течений, которые не дают оснований надеяться, что переход власти к кому-либо в Узбекистане произойдет безболезненно. Возникнет проблема не только для стабильности и безопасности Узбекистана, но и приграничных стран. Возможные эксцессы напрямую ударят по разным сферам: трансграничная преступность, контрабанда наркотиков и оружия, рост религиозного экстремизма и терроризма, возможна даже тема беженцев. Необходимо проводить какие-либо консультации по безопасности в рамках того же ОДКБ, региональных структур.
— Кто может занять место Ислама Каримова?
— В ходе передачи власти в авторитарных государствах руководствуются не Конституцией, а другими формами. Скорее всего, это влиятельная группа из 5-6, может, 10 человек, которые собираются и решают, кто возглавит страну. Иногда это решается полюбовно. Зачастую так не получается, потому что на Востоке действует принцип «победитель получает все», а не только политическую власть: это перераспределение ресурсов, передел капиталов. На кону стоят очень большие вещи, вплоть до физического состояния. Обычно это решается не в рамках конституционного поля, а по другим темным схемам, — это первая сторона. Вторая: Ислам Каримов уделял много внимания укреплению своей власти, но не стал задумываться, что будет после него. Не думаю, что он готовил кандидата. Думаю, он планирует находиться еще долгое время у власти, и я не исключаю, что он не совсем представляет, что будет с Узбекистаном после него. То, что разворачивается в Ташкенте, говорит о том, что Каримов не готовил почву для преемственности. Такой, я бы сказал, эгоистический подход.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане врачи рассказали о состоянии пострадавших в ДТП с микроавтобусом и пассажирским автобусом
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу
