Непонятно, правда, как в процессе строительства смогут выжить занесенные в Красную книгу растения, такие как яблоня Сиверса, дикий абрикос, горные тюльпаны, а также редкие птицы (13 видов — в Красной книге) и животные (8 млекопитающих — там же). Скорее, флора и фауна перекочует из Красной книги в Книгу памяти, пишет «Алматы Сегодня».
Зато правительство обещает сделать Кок-Жайляу вторым Куршевелем, закладывая только на инфраструктуру 12 миллиардов бюджетных тенге в строительство горнолыжных трасс протяжностью до 500 км. В этой цифре усомнились эксперты — «слишком много», говорят они. Такую же реакцию у специалистов вызвала цифра в 100 тысяч рабочих мест. «Вы верите, что на курорте могут работать сто тысяч человек? А кто-то верит…», философски заметил один из моих друзей в твиттере.
В рядах активистов не только «привычные» экологи вроде движения «Зеленое спасение» и Экосоюза «Табигат». Экспертным мнением поделился Михаил Назарчук, заместитель директора ТОО «Казэкопроект», которая еще в конце 1980-х — начале 1990-х участвовала в создании Иле-Алатауского парка:
«Проекты типа Кок-Жайляу уже не раз рассматривались и в предыдущие годы. Успешно забыт проект горнолыжного курорта «Шин Тургень», который начинали еще в советское время. Понятно, что это дальше от Алматы и земли не так лакомы для власть имущих… Но главное, еще не завершен грандиозный и широко разрекламированный буквально 5 лет назад проект развития курорта «Медеу-Шымбулак», который планировали выполнить к Азиатским зимним играм.
Понятно, что новые проекты правяшей верхушке привлекательнее, нет ответственности за невыполненные предыдущие, где сливки сняли другие, а тут и новое финансирование в виде всевозможных кредитов, элитные земли и так далее…»
Еще одно экспертное мнение дал Ростислав Гаврюшин, сертифицированный инструктор по горным лыжам:
«На плато Кок-Жайляу я бывал неоднократно, и для постройки большого курорта там просто нет места (…) Ущелье узкое и для массового катания оно не подходит. Самая длинная, нижняя часть ущелья составляет всего 4,5 км, а ширина 300 м. Боковые склоны с большой крутизной до 40 градусов, сохраняющие лавинную опасность в период зимы-весна, могут быть предназначены для туристов с высоким классом катания,а для массового катания они непригодны.
Много ручейков и речек, которые нужно будет прятать под бетон, а значит в летний период, верховье ущелья останется без воды, плюс — это дополнительные земляные работы и немалые затраты. (…) На склонах очень много посадок из тянь-шанской ели и сосны — это питомники для наших гор и города — для пересадки нужны опять средства и площади.
Местность очень пересеченная, которую нужно будет ровнять, чтоб подготовить склоны для работы ретраков (снегоуплотнительная машина) — дополнительные средства на озеленение и работу бульдозеров. А также расположение ущелья, удаленность от главных сетей (электричество, канализация, дороги) составляет более 6 км. Все это не вернет тех средств, что туда будут вложены.»
Впрочем, управление туризма Алматы пишет о проекте как о вопросе, который далее не обсуждается. И даже считают, что противопожарное и противолавинное оборудование, которое будет иметься на курорте, более чем благоприятно скажется на экологии — по сути, начальник управления Жуламанов убеждает в своем ответе на запрос «Зеленого спасения», что курорт вообще будет строится чуть ли не для мониторинга окружающей среды в ущелье. Между тем, министерством финансов был дан ответ, что средств на проект в госбюджете не заложено — хотя это ни о чем не говорит, так как, скорее всего, этот «прорывной» проект получит транши из наших институтов развития.
Можно много рассуждать о том несоответствии между демонстративной обеспокоенностью властей последствиями прошлогоднего урагана, повалившего тысячи деревьев в этом ущелье (стихию тогда назвали даже экологической катастрофой), и нынешними планами перекроить природный парк — без пяти минут заповедник. Можно попробовать напомнить акимату и правительству о том, каким было сопротивление подмосковного движения в защиту Химкинского леса (хотя в Казахстане этого ожидать не приходится; да и лес там так и не отстояли). Можно сделать множество публикаций, экспертных оценок и показательных экскурсий на Кок-Жайляу.
Но для того, чтобы все это сработало и на Кок-Жайляу можно было бы — как сейчас, от остановки «Просвещенец» в 10 минутах езды от города — гулять пешком и, передохнув, продолжить подъем на Кумбель, нужно, чтобы это была не маленькая кучка людей, которым жалко природу, а каждый алматинец, которому не все равно, чем он дышит.
Источник: Адиль Нурмаков, «Алматы Сегодня»
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
Запивать алкоголем записку с желанием может быть опасно, предупредил врач
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Алматы
По технической причине самолет Air Astana вернулся на вылет
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанские боксёры признаны лучшими в трёх номинациях World Boxing
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Задержан серийный вор парфюмерии из торговых центров Астаны
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Алия Юсупова удостоена звания «Почетный гражданин города Шымкента»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане