"Журавли" и "синицы" нефтепроводных маршрутов - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+7 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Журавли" и "синицы" нефтепроводных маршрутов

"Журавли" и "синицы" нефтепроводных маршрутов

На этой неделе сразу ряд событий, притом произошедших в разных сторонах мира и даже не связанных между собой, тем не менее нашли свое "преломление" в одной "точке": проблеме перспективных направлений транспортировки каспийской нефти из Казахстана на мировой рынок.

  • 5 Апреля 2007
  • 1085
Фото - Caravan.kz

Сначала случилось резкое обострение конфликта между Ираном и Соединенными Штатами и их ближайшей союзницей Великобританией.
После истории с захватом британских моряков в мире заговорили о войне, которая должна вот-вот начаться. Иранский президент поехал инспектировать войска, дислоцированные в западных районах страны.
Потом, в самые последние дни, ситуация вроде бы начала понемногу успокаиваться, даже цены на нефть на мировом рынке, взлетевшие в ожидании начала войны, слегка пошли вниз. Но идейно эти события нанесли удар сразу по двум проектам возможной транспортировки казахстанской нефти.
В равной мере оказались скомпрометированными и проект использовать для этого нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан, и его антипод, лоббируемый иранской стороной маршрут поставки нефти транзитом через Туркменистан в Иран, а потом на порты Персидского залива.
Если начнется американско-иранская война, то и у той, и у другой стороны хватит и возможностей и решительности нанести удар по трубопроводу, поддерживаемому конкурентом. Иранцы могут парализовать работу Баку-Джейхана, а американцы — иранский маршрут. Конечно, сегодня, вроде бы, об этом рано говорить, ведь поставок казахстанской нефти еще нет ни по одному из этих направлений.
Но и динамика отношений между Ираном и США не меняется уже почти тридцать лет, и нет оснований ожидать, что какие-то улучшения будут в обозримом будущем, когда нефть морском шельфе у казахстанских берегов начнет добываться. И когда наконец-то встанет «в полный рост» вопрос: какое направление ее транспортировки может и должно стать основным, аналитики и в правительственных, и в бизнес структурах не смогут игнорировать опыт марта-апреля 2007 года, когда в мире считали, что война начнется со дня на день.
Второе событие, тоже очень неприятное для казахстанских планов выхода с кашаганской нефтью к открытым морям, произошло на Украине. Беспрецедентный политический кризис на первый взгляд не влияет на казахстанские интересы, если не вспомнить проект поставлять нефть в Европу, используя нефтепровод Одесса — Броды и дальше на польский город Гданьск. Это давало бы Казахстану возможность выходить со своей нефтью не только на относительно близкий рынок южной и восточной Европы, но и через порт Гданьск на северную и северо-западную Европу, составляя там конкуренцию российской нефти. Последнее направление в перспективе было бы особенно интересно с экономической точки зрения: ведь месторождения нефти и газа у английских и норвежских берегов истощаются, и скоро баланс потребления энергоносителей в этом регионе сильно изменится в сторону их импорта. Арабская или иранская нефть от северной Европы далеко, и каспийские энергоносители пришлись бы как раз кстати. Тем более, что в Европейском Союзе очень озабочены идеей диверсифицировать импорт нефти и газа чтобы снизить свою зависимость от России.
И в этом проекте все нормально. Есть уже налаженная инфраструктура поставок нефти до Одессы, есть политическая поддержка руководства Польши, которая была, в очередной раз, выражена во время недавнего официального визита ее президента Леха Качинского в Астану. Но украинский кризис все «перебил». Как можно выстраивать долгосрочные планы стратегического экономического сотрудничества со страной, в которой политический кризис не только не прекращается уже несколько лет, но еще и нарастает до уровня раскалывающего нацию гражданского противостояния? В ком искать ответственного партнера, способного гарантировать стабильность работы стратегически важного для Казахстана маршрута?
«Сине-оранжевое» колыхание Украины сильно девальвирует ценность этой идеи для Казахстана. Как и планов по казахстанскому участию, в любом виде, в нефтеперерабатывающей промышленности этой республики.
Все эти процессы показывают, что объективно у Казахстана на ближайшую перспективу остается два жизнеспособных направления для экспорта своей нефти.
Это традиционное, российское, и новое китайское. Что хорошо: два «журавля» в руках лучше, чем куча «синиц» вокруг…

Фото с сайта http://news.bbc.co.uk/

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Новую ТЭЦ построят в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта