По мнению казахстанского премьера Карима Масимова, принятие поправок позволит отсечь отечественные банки от явно или скрыто аффилиированных структур. Кроме того, они четко регламентируют сферу деятельности банков и обеспечат их предельную прозрачность.
О необходимости внесения существенных доработок в финансовую часть законодательства свидетельствует печальный опыт кризисных проявлений в казахстанской экономике.
Ведь не секрет, что первыми под удар кризиса ликвидности попали отечественные банки, имеющие большие задолженности перед иностранными партнерами. Тогда проблемы банковской сферы автоматически привели к ослаблению производственного сектора экономики. Без существенной поддержки государства коллапс был бы неизбежен. И принимая во внимание, что проблема банков второго уровня носит не только экономический аспект, но и политический и, что самое важное, социальный, правительство пошло на беспрецедентные меры по обеспечению стабильности в финансовом секторе.
При этом президент страны дал поручение не только преодолеть кризисные моменты в деятельности банков, но и подготовить их к масштабной работе на благо экономического развития страны после завершения финансового кризиса. Выполнить все свои обязательства перед клиентами и обеспечивать устойчивый экономический рост, включая модернизацию производственного сектора и финансирование прорывных проектов государства – так можно вкратце охарактеризовать поставленную задачу. Первая часть поручения уже успешно выполнена, вторая активно исполняется. Реструктуризация (при активном участии государства) трех банков, оказавшихся самыми слабыми звеньями банковской системы Казахстана, позволила списать порядка 11 миллиардов долларов имеющихся у них задолженностей перед зарубежными кредиторами. Тем самым был нивелирован самый острый угол проблем банковского сектора. И сегодня казахстанским банкам ничто не мешает вернуться к активному участию в макроэкономических процессах.
Впрочем, пережить столь сложную ситуацию и не извлечь из нее должных уроков было бы самоубийственно для дальнейшего развития. И надо признать, опыт преодоления кризиса в банковской сфере позволил понять, как минимизировать потери в случае повторения ситуации. Так что нынешние поправки, по сути, и есть воплощение этого опыта, причем не только казахстанского, но и иных государств. Их принятие позволит искоренить такие хронические недуги казахстанского банковского сектора, как недостаточная информационная прозрачность, низкая капитализация, высокая степень концентрации бизнеса в проведении операций с высоким риском. Кроме того, они затрагивают и такие категории, как низкий уровень корпоративного управления, слабая степень ответственности наблюдательного органа и органа исполнения финансовых организаций.
Законопроект предусматривает целый ряд мер, направленных на вывод банков из-под влияния аффилиированных непрофильных структур. В их числе: ограничение влияния акционеров на банки (ни одно лицо не сможет теперь владеть 25 и более процентами размещенных акций банка, за исключением банковского холдинга и крупных участников – физических лиц); запрет на вмешательство банков в операционную деятельность других дочерних и зависимых финансовых организаций банка, в частности накопительных пенсионных фондов, страховых организаций (представители банка в Совете директоров соответствующих структур не могут составлять более 1/3 от общего числа членов совета); запрет на покупку банками и банковскими холдингами любых акций, за исключением акций финансовых организаций; установление лимита для дочерних и зависимых организаций на приобретение и владение акциями (долями участия) своей родительской организации, банковского холдинга или родительского банка.
Кроме того, ряд изменений направлен на повышение прозрачности банковской деятельности. Среди них – ограничение на выдачу банками кредитов и гарантий при проведении сомнительных финансовых операций, запрет на выдачу кредитов и гарантий лицам, связанным с банком особыми отношениями, требование об обязательном декларировании доходов и имущества крупных участников банков, а также ограничения на операции банковских холдингов со связанными лицами. По замыслу правительства все перечисленные изменения позволят казахстанской банковской системе стать более надежной и устойчивой.
Законопроект предусматривает целый ряд мер, направленных на вывод банков из-под влияния аффилиированных непрофильных структур, а также на ужесточение правил кредитования некоторых категорий заемщиков.
Источник: «Известия-Казахстан», Михаил Польских
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
Тайный Санта исполнил мечты более 500 детей в Петропавловске
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Алматы
По технической причине самолет Air Astana вернулся на вылет
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанские боксёры признаны лучшими в трёх номинациях World Boxing
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Задержан серийный вор парфюмерии из торговых центров Астаны
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Алия Юсупова удостоена звания «Почетный гражданин города Шымкента»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане