Чтобы проекты не стали прожектами - Караван
  • $ 504.6
  • 594.27
-2 °C
Алматы
2025 Год
28 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чтобы проекты не стали прожектами

Чтобы проекты не стали прожектами

Мангистауская область-донор сегодня сама остро нуждается в поддержке.

  • 19 Мая 2009
  • 1164
Фото - Caravan.kz

Удивляться этому не приходится, поскольку экономическая стабильность края достигалась за счет нефтедобычи. Наличие на территории Мангистау нефтегазовых месторождений обеспечивало огромные налоговые поступления в местный бюджет.
Однако сырьевая направленность экономики области в условиях мировых финансовых потрясений сыграла злую шутку. Падение цен на черное золото породило серьезные проблемы.
Поэтому главным приоритетом на сегодня здесь, как, впрочем, и по всей стране, является диверсификация экономики. Стоит заметить, что промышленный потенциал позволяет решить эту задачу. Сегодня все усилия брошены на развитие существующих и создание новых сервисных объектов, в основном ориентированных на нефтегазовый сектор.
К примеру, на территории области действует Прикаспийский машиностроительный комплекс (ПМК). Это предприятие имеет неплохую материально-техническую базу и высокопрофессиональный коллектив. Размещая заказы нефтяников на данном производстве, можно добиться увеличения «казахстанской составляющей». Чего, к сожалению, пока не происходит по известным причинам. Увести экономику края от сырьевой направленности и помочь выстоять в непростых условиях в состоянии Актауский завод стекловолокнистых труб, завод по выпуску металлоконструкций и другие. Их продукция может быть успешно использована при замене изношенных инженерных коммуникаций. Однако эти и многие другие производства в настоящее время практически простаивают.
В аналогичном положении находится и такой крупный промышленный гигант, как ТОО «КазАзот». Он специализируется на выпуске удобрений, так необходимых аграрному Казахстану. В данное время планы по модернизации предприятия приостановлены.
И если его все же удастся реанимировать с помощью фонда «Самрук-Казына», то предстоит решать вопросы транспортировки удобрений к потребителю. Лишь удешевив расходы на доставку, можно сделать продукцию конкурентоспособной не только на внутреннем, но и на внешнем рынке сбыта.
С дальним прицелом в области сегодня запланировано строительство новых и реконструкция существующих железнодорожных магистралей. Примером может служить участок «Бейнеу-Жезказган». Недавно состоялась презентация концессионного проекта «Строительство железной дороги Ералиево-порт Курык». В перспективе будет реализован международный проект — железнодорожная магистраль «Узень-граница с Туркменистаном».
Не менее важное звено в транспортной составляющей области — Актауский международный аэропорт, входящий в тройку крупнейших казахстанских авиаперевозчиков. В настоящий момент близится к завершению строительство пассажирского терминала. На фоне чего нерешенным остается один важный вопрос — реконструкция взлетно-посадочной полосы, которая позволила бы принимать в Актау авиалайнеры любых типов и обеспечить транзит пассажиров и любых грузов. Суть в том, что местная казна не располагает средствами для проведения этих работ. Возложить финансирование на госбюджет также невозможно — Актауский аэропорт не включен в государственную программу по развитию гражданской авиации. И если данную нишу не займет отечественный воздушный перевозчик, то «доходное место» по транзиту оккупируют другие…
Не все гладко и в деятельности Актауского международного торгового порта (АМТМП). Для беспрепятственной перевалки нефти при освоении морских залежей шельфа Каспия необходимо в срочном порядке построить вторую очередь морского порта. Помимо этого, целесообразно использовать его потенциал в обеспечении транзита грузопотоков между Европой и Азией (чему способствует его выгодное географическое положение — на пересечении международного коридора «ТРАСЕКА-Север-Юг»).
Но и на этом использование потенциала морского побережья на территории области не должно заканчиваться. В данное время активно развивается морской порт Курык в поселке Баутино. Он будет задействован в поддержке морских операций на Каспии. Ожидается, что большая нефть пойдет через него, когда введут в эксплуатацию нефтепровод «Ескене-Курык». К его созданию намечено приступить в будущем, 2010 году. В Курыкском порту можно успешно развивать портовую инфраструктуру, создавая новые рабочие места.
Между тем, в череде актуальных для области проблем продолжает оставаться деятельность (или, скорее, бездействие) специальной экономической зоны (СЭЗ) «Морпорт Актау». Начиналось весьма за здравие: был реализован ряд инвестиционных проектов, накоплен положительный опыт. Однако деятельность СЭЗ и ее дальнейшее развитие в настоящий момент при наличии интереса со стороны инвесторов явно «пробуксовывает». Причина проста: на выделенных под проекты землях отсутствуют инженерные коммуникации. Финансирование их создания должно было взять на себя государство. Чего, к сожалению, пока не происходит.
Правда, наметились позитивные сдвиги в создании автомобильного коридора через Мангистаускую область. Закончен ремонт автомагистрали Бейнеу-Атырау. Однако требует решения на уровне Правительства вопрос финансирования завершения ремонтных работ трассы Актау-Атырау на участке Актау-Бейнеу.
И самое главное: что бы в регионе ни затевалось, все намеченные к реализации на территории Мангистау проекты потребуют дополнительных энергетических затрат, причем, немалых.
Потенциал единственного в области предприятия, которое снабжает весь промышленный комплекс и население электроэнергией, теплом и питьевой водой, ТОО «МАЭК-Казатомпрома», ограничен. Многие из его мощностей практически выработали свой ресурс, и существуют финансовые трудности с обновлением.
Проблемы могут усугубиться, если уже сегодня не вернуться к решению вопроса по строительству на территории области новой атомной станции. Без этого жизнедеятельность Мангистау в обозримой перспективе может быть полностью парализована.
И как считают эксперты, куда резонней действовать в упреждающем режиме, а не постфактум.

Рисунок с сайта http://kontrakty.com.ua

В тренде:

Пенсия 2026

В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий

Новый год 2026

Запивать алкоголем записку с желанием может быть опасно, предупредил врач

Налоговый кодекс РК 2026

Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев

АЭС

Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»

Алматы

Бег, который объединяет: костюмированный забег прошел в Алматы

МРП 2026

Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК

Землетрясение

Землетрясение произошло в Каспийском море

Бокс

Казахстанские боксёры признаны лучшими в трёх номинациях World Boxing

Футбол

МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете

Астана

Задержан серийный вор парфюмерии из торговых центров Астаны

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Алия Юсупова удостоена звания «Почетный гражданин города Шымкента»

Иран

Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана

Нефть

Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи

Закон

Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Туризм

Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg

Медицина

«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане

Перейти к новостям спорта