Часть первая
В году есть месяц, который, судя по всему, не очень любят таджики и киргизы. Это — декабрь. Как правило, в данный период Душанбе и Бишкек ведут тяжелые переговоры с официальным Ташкентом по цене поставляемого из Узбекистана природного газа.
Переговоры 2007 года оказались еще более сложными, чем обычно, ибо велись накануне президентских выборов в Узбекистане.
Вторым ключевым обстоятельством стало давление Ашхабада на «Газпром», благодаря которому Туркмения получила желаемое: с 2008 года цена 1 тысячи кубометров туркменского газа возрастет на 40 процентов — со 100 до 140 долларов.
По большому счету, дело не столько в ценовых спорах между государствами, а в цене, которую придется заплатить Душанбе и Бишкеку за углеводородные ресурсы. На этот раз она может довольно существенно ударить по экономикам стран, привязанным к узбекскому газу.
Пока киргизы и таджики мучаются в ходе переговорного процесса, «Газпром» и Казахстан свои проблемы с официальным Ташкентом почти решили.
Первый, несмотря на повышение цен за газ и сложные переговоры с Каримовым, может спать спокойно. Ташкент прекрасно понимает, что газопровод «Средняя Азия-Центр», контролируемый «Газпромом», является на сегодняшний день единственной мощной артерией, по которой узбекский газ идет на экспорт. Поэтому достижение договоренностей между Москвой и Ташкентом — дело времени.
С другой стороны, у России есть необходимость сохранить экспортную монополию, но нет прямой заинтересованности в использовании узбекского газа внутри России. Российский газовый монополист использует закупаемый в Узбекистане газ для оптимизации цен на газ для европейских потребителей. Смешивая российский (более дорогой) и туркмено-узбекский (более дешевый) газ, «Газпром» продает его европейцам по цене в 2-2,5 раза дороже (это расчеты, исходя из цены туркменского газа в 140 долларов за тысячу кубометров), чем закупает в Центральной Азии.
Второй, несмотря на не совсем хорошие отношения с Узбекистаном, сохранил на первое полугодие старые цены на узбекский газ. Во-первых, это связано с тем, что Казахстан является ключевой транзитной страной на пути газа в Россию. Во-вторых, казахские потребители являются для Узбекистана более приоритетными, чем киргизские и таджикские. Казахи аккуратно оплачивают свои счета, тогда как их соседи по региону имеют перед Узбекистаном огромные долги.
Возможности ссужаются
В Ташкенте не могут не понимать, что зависимость Астаны от поставок узбекского газа носит в корне иной характер, чем та же зависимость Бишкека или Душанбе. При большом желании Казахстану вполне по силам нарастить добычу необходимых объемов газа внутри страны, достаточных для обеспечения своих южных регионов. Правда, до сих пор эти планы Астаны носят в большей мере декларативный характер, и в меньшей — прикладной.
Чтобы понять ожидания Узбекистана от очередного раунда переговоров по газу с Киргизией и Таджикистаном, необходимо мыслить логически. Сразу надо определиться с тем, что корень недовольства официального Ташкента соседями кроется в конкретной проблеме — хронических долгах Бишкека и Душанбе перед Узбекистаном за поставляемый газ.
Решить ее можно двумя способами: попробовать получить долг живыми деньгами или потребовать взамен наиболее привлекательные с точки зрения экономики активы.
Ташкент намеревается дожать соседей с тем, чтобы получить с них деньги. Эта потребность вполне естественна, но экономически не всегда оптимальна. Дефицит иностранных инвестиций, возникший вследствие ухудшения отношений с Западом в мае 2005 года (после андижанских событий), довольно существенно сужает возможности Узбекистана. Это заметно и по проблеме газового долга Киргизии и Таджикистана. Если бы у Ташкента появилась реальная возможность урегулировать отношения с Западом, а инвестиции потекли в страну рекой, то Узбекистан, думаю, не стал бы зацикливаться на проблеме и взял долг активами.
Подобную схему довольно долго, но безуспешно пытается использовать «Газпром» в отношении Украины. Российский монополист не единожды высказывал мысль о том, что вместо денег может взять украинский газовый долг перед Россией активами газотранспортной системы Украины. Но и в Киеве понимают, что допуск к украинским газовым кранам «Газпрома» означает, по сути, добровольный отказ от некоторой части национального суверенитета.
Лучше зафиксировать потери
Стремление Ташкента установить цену на газ для Таджикистана на уровне 180 долларов, для Киргизии — 200 долларов за тысячу кубометров говорит о том, что в сфере ценообразования Узбекистан пытается выйти на уровень, если не средних европейских цен, то хотя бы на такой, который даст реальную финансовую подпитку узбекской экономике.
Говорить о среднеевропейских ценах не приходится. Та же Россия поставляет Европейскому Союзу газ на большие расстояния, а основные российские месторождения находятся в Сибири. То же самое можно сказать и о центрально-азиатских углеводородах. Узбекистан не может продавать свой газ соседям по ценам выше 300 долларов за тысячу кубометров. Во-первых, расстояние несопоставимо короче, во-вторых, покупательная способность соседей довольно низкая.
Судя по всему, Ташкент пытается за счет повышения закупочных цен решить главную свою проблему — зафиксировать потери от поставок газа в Киргизию и Таджикистан. Если нельзя сразу получить весь долг, то его по просьбе соседей реструктурируют. С другой стороны, Узбекистан может снять и «пенку» политических дивидендов. Под постоянной угрозой поднять закупочные цены, Ташкент усилит свое политическое влияние на Киргизию и Таджикистан.
В отношении Душанбе официальный Ташкент ведет политику сдерживания строительства каскада ГЭС на таджикских горных реках. Логика понятна: Узбекистан не хочет, чтобы Таджикистан создал на своей территории сооружения, способные регулировать сток в Амударью. В случае, если Эмомали Рахмон сумеет осуществить свои грандиозные планы по наращиванию генерирующих мощностей, он получит инструмент противодействия Ташкенту. Кстати, тот же самый инструмент, который в зимнее время использует Киргизия, переводя Токтогульское водохранилище в энергетический режим и создавая реальную угрозу подтопления территорий Узбекистана и Казахстана.
По отношению к киргизам Узбекистан занимает довольно странную позицию. С одной стороны, он снял визовый режим на границе, который можно охарактеризовать как односторонний жест доброй воли. С другой стороны, держит наготове ценовую уздечку на поставки узбекского газа. У многих может сложиться мнение, что степень воздействия официального Ташкента на официальный Бишкек вполне достаточна для того, чтобы заставить киргизов не открывать шлюзы Токтогуля зимой.
Однако на деле происходит нечто обратное: Киргизия продолжает подтапливать зимой своих соседей по региону.
С огурцом, наверное, лучше…
Официальная версия киргизской стороны звучит так: мол, нет у нас другого выхода, чем зимой вырабатывать электроэнергию на Токтогульском водохранилище. Причем, общеизвестно, что излишки ресурсов покупают Россия и Казахстан. В этом нет ничего удивительного, исходя из структуры киргизской экономики. В летнее время дефицит энергоресурсов в Киргизии ощущается не так остро, как зимой. Зимой, в связи с ростом потребления дефицит существенно обостряется. А так как других реальных источников пополнения казны у киргизов нет, они и запускают Токтогуль в энергетический режим.
В советское время Москва разруливала ситуацию тем, что обязывала Узбекистан и Казахстан поставлять в зимнее время недостающие Киргизии энергоресурсы на основе взаимозачета, по-иному, бесплатно.
Развал Союза и образование независимых государств возродил рыночные отношения, в соответствии с которыми такого рода «утешительные поставки» были исключены из межгосударственного оборота. Ни Узбекистан, ни Казахстан не хотят поставлять энергоресурсы в обмен на то, чтобы киргизы не спускали излишки воды из Токтогуля. Эта проблема стала самой тяжелой в регионе, и пока нет даже предпосылок к тому, чтобы она разрешилась.
Киргизия и Таджикистан ежегодно вынуждены идти на поклон в Ташкент, чтобы пролонгировать газовые контракты. В свою очередь, зимой узбеки и казахи страдают от киргизов, фактически затапливающих огромные площади в Узбекистане и Казахстане.
На сегодняшний день киргизы и таджики вынуждены вести сложные переговоры с узбеками по газу. В свою очередь, узбеки и казахи не желают реально решать водохозяйственную проблему и договариваться с Бишкеком. В силу вышеуказанных причин, думается, в большей своей части субъективного характера, Центральная Азия напоминает мину замедленного действия.
Продолжение следует
Коллаж с сайта http://pics.prime-tass.ru
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Склад потушили в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу