Казахские девушки никогда не носили хиджаб - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-4 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Казахские девушки никогда не носили хиджаб

Казахские девушки никогда не носили хиджаб

Казахские девушки и женщины не носили никогда хиджаб.

  • 12 Апреля 2016
  • 17741
Фото - Caravan.kz

Более того, в силу различных факторов, они не носили одежду, стесняющую движения, говорят эксперты.

Как известно, о казахском национальном костюме сказано и написано немало. Долгие годы исследователи, историки, археологи, искусствоведы изучают историю казахского национального костюма. Особо актуальной данная тематика стала в последние годы, когда в обществе появились разные мнения о том, как же все-таки одевалась и должна одеваться казахская женщина.

Краеугольным камнем в этом вопросе выступает и современная тенденция ношения хиджаба среди молодых девушек. Выяснить историю и особенности казахского национального женского костюма Казинформу помогли специалисты Центрального государственного музея РК в городе Алматы.

Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV — начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.

«Вообще, костюм — это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность.

Казахский женский костюм — это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами. В формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам. Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран. Одеяния женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены», — отмечает первый заместитель директора Центрального Государственного музея РК Бейбиткали Какабаев.


Он также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.

Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.

«Девочки и мальчики до определенного возраста не сильно отличаются, а уже с 5-6 лет девочки одевали уже более девчачьи наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся. Молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку — такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха. Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор — саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», — рассказывает Б. Какабаев.

По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.

«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову — шолпы, шашбау. В ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек. До присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем уже стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых», — заключил первый заместитель директора ЦГМ РК.

Рисунки А. Галимбаевой из книги «Казахский народный костюм» Алма-Ата 1958 год.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта