В начале лета областной историко-краеведческий музей предоставил для художественной галерее из своих запасников около 300 картин – своеобразное культурное наследие, хранившееся в музее еще со времен Дирекции Художественных выставок Министерства культуры КазССР (была такая организация).
В те времена художники, особенно официально состоявшие в Союзе художников, творили не просто так, но на своеобразном поточном производстве — по государственному заказу, где выделялись немалые средства на создание «материальных ценностей художественной культуры». Был план, была разнарядка. А созданные произведения, пройдя своеобразный чес выставок и галерей от сельского до республиканского значения, хранились затем где-нибудь в фондах местных музеев.
В Шымкенте, как выяснилось, архив оказался очень обширный и небезынтересный.
Перед заведующим галереей Айнабеком Оспановым предстал удивительный, хотя и сильно пострадавший от времени, художественный мир Казахстана ХХ века: оригинальные художественные произведения, раритеты, история Шымкента, портретные галереи выдающихся людей Южного Казахстана, интересные произведения неизвестных и забытых мастеров кисти.
Для коллектива работников художественной галереи началась огромная, кропотливая работа по реставрации полотен, восстановлению биографических и профессиональных данных художников, работавших в ЮКО в 50-80- годы прошлого века.
Условия хранения в запасниках музея были, мягко говоря, самые простенькие. Картины, по сути, просто складировали в полуподвальных помещениях, где весьма относительно соблюдался столь необходимый полотнам температурный режим, уровень влажности и прочие параметры.
Многие полотна оказались буквально на грани исчезновения. С большим сожалением говорит Айнабек Осанов о картинах «южно-казахстанского Пиросмани» — Маулене Калдыбаеве. Художник-самоучка работал в основном малярными красками, на холстах относительного качества.
— Даже при наличии очень серьезной реставрации и всех необходимых условий хранения, эти работы едва смогут прожить еще пять-семь лет, – говорит руководитель галереи, – сами материалы не рассчитаны «на века», краски выцветают, холст просто сыплется…
Вообще тема реставрации очень болезненна для работников шымкентской галереи.
— У нас нет профессиональных реставраторов, нет средств, чтобы проводить глубокую реставрацию, – признается Айнабек Мынжасарович. — Все картины нам приходилось «оживлять» собственными усилиями. В общем-то мы просто пропылесосили их, обработали маслом для яркости красок, некоторые картины растянули на новые багеты.
Для выставки было отобрано сто работ из трехсот. — Создавая экспозицию выставки художников «эпохи развитого социализма», мы старались продемонстрировать зрителю сущность искусства того периода, — говорит Айнабек Оспанов.
— К сожалению, в художественной среде нередко можно столкнуться с предубеждением к «советскому» искусству. Социалистический реализм, как художественный стиль, часто ругают, приходится слышать, будто он был навязан художникам и явился тормозом в их творчестве. Такое мнение слишком односторонне.
Этот стиль был органически сформирован в ходе исторического развития страны, и во многом является методологической основой для искусства нашего времени и будущего.
— Совершенно неверно считать, что соцреализм был связан исключительно с негативными явлениями в искусстве, с проявлением догматизма, окостенелости, спекулятивности, – уверен Оспанов. Да, искусство в определенный период было зажато в рамки тоталитарной цензуры, но соцреализм, как художественный стиль, всегда был открыт для обогащения приемами современного модернизма. Олицетворением этого является множество прекрасных произведений в стили соцреализма, по-прежнему остающихся признанными шедеврами мирового искусства.
— Художники 60-х отличались активной жизненной, даже жизнеутверждающей позицией, – считает Айнабек Оспанов. – Естественно, ведущую роль в их творчестве играет воспевание красоты жизни, каких-то позитивных начал.
– Но было бы глубоко ошибочным истолковывать это как наигранное бодрячество или поверхностную, бездумную салонную приятность. Социальные противоречия, внутренние искания художника, рождали в искусстве разнообразные формы отрицания всего уродливого и бесчеловечного. Каждый из художников имел собственные открытия, в которых проявлялись индивидуальность и мастерство.
Мастерство включает в себя много слагаемых. Но главное – это единство и взаимосвязь таланта и школы. Талант без школы бессилен, а школа без таланта – мертва. Школа дает таланту крылья, а талант школе – живую душу.
Реалистическая школа, представленная на выставке, при всех нападках на нее выстояла, укрепилась и развилась. Благодаря ней, в нашей Республике есть крепкие профессиональные коллективы художников, способные решать большие общественные задачи.
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
Запивать алкоголем записку с желанием может быть опасно, предупредил врач
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Алматы
По технической причине самолет Air Astana вернулся на вылет
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанские боксёры признаны лучшими в трёх номинациях World Boxing
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
Задержан серийный вор парфюмерии из торговых центров Астаны
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Алия Юсупова удостоена звания «Почетный гражданин города Шымкента»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане