Токал по закону. Чем обернется идея легализовать многоженство в Казахстане - Караван
  • $ 517.66
  • 606.49
-1 °C
Алматы
2025 Год
20 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Токал по закону. Чем обернется идея легализовать многоженство в Казахстане

Токал по закону. Чем обернется идея легализовать многоженство в Казахстане

Дискуссия о легализации института токал вновь вызвала споры в Казахстане – эксперты объясняют, почему попытка узаконить многоженство может обернуться шагом назад для общества и ударом по статусу женщин.

  • 10 Ноября
  • 17549
Caravan.kz/Изображение сгенерировано нейросетью

Дискуссия о легализации института токал вновь вспыхнула в Казахстане после заявления депутата Мажилиса парламента Абзала Куспана. Парламентарий отметил, что, несмотря на официальный запрет, практика многоженства де-факто существует – многие мужчины, в том числе обеспеченные и влиятельные, живут с несколькими женщинами без юридических последствий.

Куспан подчеркнул, что лично не поддерживает многоженство, однако считает необходимым законодательно урегулировать уже сложившуюся реальность, чтобы «убрать правовой нигилизм», при котором формальный запрет не работает. По его словам, институт токалства требует четкого правового определения, ведь «от того, что кто-то против, ситуация не меняется».

Подобные идеи периодически звучат в казахстанском обществе, вызывая острые споры о морали, культуре, религии и правах женщин. Мы обратились к экспертам, чтобы разобраться, почему феномен токализма продолжает существовать, что стоит за попытками его узаконить и какие социально-психологические последствия может повлечь легализация многоженства в современной стране.

Подробнее – в сегодняшнем материале Caravan.kz.

Узаконивание токал – это оскорбление казахских женщин

Казахстанский политолог Газиз Абишев выступил против идеи легализации института токал в стране, заявив, что само предложение узаконить многоженство и выносить эту тему на общественное обсуждение является оскорблением казахских женщин.

«Казахские женщины – это важнейшая и неотъемлемая часть казахского общества. Это умные, трудолюбивые, этичные граждане – вне зависимости от вероисповедания, первого языка, региона происхождения и прочего. На них держится нация. И они имеют право быть абсолютно равными во всем казахским мужчинам.

Никто не воспримет всерьез разговоры о двоемужестве – чтобы женщина могла иметь двоих мужей, правда? Почему же тогда нормально должны восприниматься разговоры о формализованном двоеженстве? Меня не интересует личная жизнь политиков и вообще личная жизнь любых граждан Казахстана. Если женатый мужчина завел отношения на стороне, если его жена готова это терпеть, если токал согласна на статус неоформленной по закону спутницы – это их личное дело, они взрослые люди, кто я такой, чтобы их осуждать», – отметил политолог.

Однако, добавил Абишев, легализация токал в Казахстане – это попытка принизить статус женщины в обществе. Это создаст почву для психологического давления на девушек и женщин.

«Раз закон позволяет ей быть одной из нескольких, значит, это нормально — быть одной из нескольких. В Казахстане нередко законы принимаются под благовидным предлогом, а затем люди начинают осознанно извращенно интерпретировать их и на этом основании вести пропаганду радикальных взглядов. Что говорить, если токал кодифицируют, это создаст почву для психологического давления на некоторых находящихся в уязвимом положении девушек и женщин – с целью их принуждения к вхождению в статус токал», – прокомментировал политолог.

Казахстанкам, по мнению Абишева, нужно понимать – если не предпринять действия сейчас, то последователи многоженства добьются своего.

Читайте также: Для детей, для статуса или для любви: зачем казахстанцам нужны токал

«Казахским женщинам нужно четко понимать – если не поставить этому заслон сейчас, то радетели многоженства рано или поздно добьются своего. И нашим дочерям и внучкам придется жить в ином, менее благоприятном для женщин обществе. Псевдопассионарные манипуляции историческим опытом не должны противоречить главному принципу – адамгершілік (человечность). И я говорю все это не потому, что я какой-то там «проводник западных ценностей». Равенство мужчин и женщин, забота о женских правах – это не «западные ценности»,  это самые что ни на есть современные казахские ценности!» – добавил эксперт.

Дети не должны страдать

Абишев также отметил, что дети в таких семьях не несут ответственности за ошибки своих родителей.

«Я согласен с тезисом о том, что дети не виноваты. Рождаясь, они сразу же обретают весь набор общечеловеческих прав, и родители обязаны заботиться о них до совершеннолетия. В частности, если женатый мужчина завел ребенка на стороне, он, тем не менее, должен нести за него ответственность. Принцип крови никто не отменял. Если твое семя при обоюдном осознанном непротивлении приняло участие в возникновении новой жизни, то, будь добр, внеси свой вклад в сохранение и развитие этой жизни в нашем жестоком мире. Дети не несут никакой ответственности за ошибки своих отцов, дедов и прочих предков. Но тогда так и нужно говорить, делая упор на защите прав детей, рожденных вне брака», – прокомментировал политолог.

При этом, продолжил Абишев, речь не должна идти о защите прав самих токал как таковых, в том числе, когда у них нет детей. 

Читайте также: «Пусть казашки лучше идут в токал, чем замуж за иностранцев» — Саят Медеуов

«Аргумент «ну это же есть, надо что-то делать» не пройдет. Общество не должно поощрять явление токализма дополнительными социальными гарантиями. Если токализм будет защищен законом, то девушкам намного легче будет соглашаться на него. Сейчас, когда защиты нет – любая женщина много раз подумает, прежде чем соглашаться. Быть может, потребует от мужчины дополнительных гарантий – дарственную на недвижимость, ежемесячные выплаты, что-то еще», – подметил специалист.

Политолог убежден, что массовый «токализм» – это вредное для нации явление.

«Богатые берут по несколько жен и активно распространяют свои гены. У бедных меньше возможности обзавестись потомством, их гены снижают свою представленность. Снижается генетическое разнообразие. Кроме того, нормализация токализма нарушит предпочтительную социальную этику — двое молодых вместе строят семью с самого начала. Нормализуется «не хочу строить с начала, хочу на готовое, пусть даже и токалкой». Взгляд сверху вниз на простых казахских парней – «Неге маған бұл кедей керек, байға тоқал бола салайын» («Зачем мне этот бедняк, лучше стану токал у богатого»). 

Нет, если какие-то девушки вопреки общественному не поощрению, с учетом всех материальных и моральных рисков, идут на статус дополнительной жены с неоформленным статусом – это их право. Нельзя запрещать. Родит ребенка – ребенка защитит закон, у нее самой будет лишь косвенная защита. Прямая защита – это будет нормализация этого явления, первый шаг в легализации многоженства, и этого допускать нельзя. Это навредит долгосрочным интересам казахской нации», – подытожил Газиз Абишев.

Психологический контекст

Психолог Замира Сафиуллина в свою очередь отметила, что мужская поддержка идеи токализма нередко связана с внутренней потребностью в статусе, самоутверждении и контроле.

«В некоторых культурах наличие нескольких жен воспринимается как знак власти и благополучия, символ успешности, особенно в глазах других мужчин. Другой мотив – страх одиночества. Для части мужчин вторая жена становится попыткой создать «запасную» эмоциональную опору и сохранить ощущение значимости, особенно с возрастом. Есть и компонент самоутверждения – многоженство может восприниматься как доказательство мужественности, сексуальной привлекательности и способности обеспечить несколько семей. Иногда в ход идут и религиозные оправдания, когда мужчины апеллируют к текстам, допускающим многоженство. Но за этим часто скрывается не вера, а личная неуверенность и попытка утвердить контроль над отношениями», – считает специалист.

Для женщины же роль «второй жены» почти всегда сопряжена с внутренним конфликтом.

«С одной стороны – чувство защищенности, материальной стабильности или желание иметь детей. С другой – осознание общественного осуждения, ревности и второстепенности. Такое положение часто приводит к снижению самооценки, ощущению вины и тревожности. Некоторые женщины пытаются рационализировать свой выбор – убеждают себя, что делают это «ради детей» или «по любви». Но глубоко внутри сохраняется чувство нестабильности и зависимости от мужчины», – добавила психолог.

Эмоциональная изоляция и искаженные представления

Подобное положение нередко сопровождается эмоциональной изоляцией – окружающие не принимают, семья отстраняется, а общество клеймит. Это создает хроническое чувство одиночества, даже если внешне жизнь выглядит «устроенной».

Также, по мнению эксперта, открытые разговоры о многоженстве могут оказывать сильное влияние на восприятие семьи и любви, особенно среди молодых девушек.

«Когда тема токал звучит как «норма» или «традиция», у части молодежи формируется искаженное представление о роли женщины – как о зависимой, второстепенной фигуре. У других, напротив, такие обсуждения вызывают гнев, тревогу и страх – что их собственные отношения тоже могут оказаться нестабильными. Общее последствие – рост недоверия между полами и закрепление идеи неравенства, когда ценность женщины начинает измеряться не личностью, а статусом мужчины рядом», – подчеркнула эксперт.

Если институт токал будет узаконен, последствия затронут не только семьи, но и общество в целом, считает наша собеседница.

Читайте также: Известная певица предложила увольнять чиновников за токал

«Для основных семей это будет означать травматизацию первой жены, ревность, чувство предательства и разрушение эмоциональной стабильности. Конкуренция между супругами может привести к постоянным конфликтам и разводам, а дети в таких семьях рискуют вырасти с нарушенным чувством безопасности и неуверенностью в отношениях. В масштабах общества узаконивание многоженства может укрепить гендерное неравенство, подорвать доверие к институту брака и вызвать рост социальной напряженности. Возникнет новая моральная шкала, где традиция подменит этику, а личная ответственность – обыденную практику», – резюмировала Замира Сафиуллина.

«Баке, Саке, Маке»

Журналист Мухит Турсынали твердо уверен, что многоженство не решит ни одной из реальных проблем Казахстана.

«Социальной необходимости в легализации многоженства в Казахстане нет. Демографические показатели у нас хорошие – население растет, структура по полу выровнена, нация молодая. Разрыв между количеством мужчин и женщин незначителен.

Теперь просто представим, кто именно хочет узаконить институт токал. Думаю, таких мужчин можно условно разделить на три типа.

Первый – ортодоксальный религиозный человек. Он не пойдет в загс, не признает светские институты, но легко заключит никах. Для него вопрос легализации вообще не стоит – он живет по своим убеждениям, и государственные законы ему безразличны.

Второй – «Баке, Саке, Маке» и прочие уважаемые господа. Те самые, у кого «вторая жена» – чаще всего любовница, о которой никто не должен знать. Эти мужчины прагматичны – им выгоднее не афишировать отношения и не делить имущество в случае развода. Легализация им не нужна – наоборот, она только осложнит жизнь.

Третий тип – не очень далекий традиционалист-романтик с шалашом, шестью детьми и кредитами по горло. Он искренне верит в «вековые ценности», но не задумывается, что в современном мире важнее не количество, а качество – образование, стабильность, ответственность. Таким людям сложно объяснить, что содержать две семьи – это не подвиг, а глупость», – считает журналист.

По мнению Турсынали, разговоры о легализации многоженства опасны тем, что бьют по статусу женщины в обществе.

«Это автоматически ставит ее в зависимую и уязвимую позицию. В светском государстве женщина не может рассматриваться как «дополнение» к мужчине. Она – не инкубатор и не приложение к чьей-то жизни, а полноценный участник общества и экономики. Если дать многоженству зеленый свет, удар прежде всего придется по самым незащищенным – девушкам из глубинки без образования и поддержки. Ради «лучшей жизни» они могут соглашаться на роль второй жены в 18-19 лет, или их могут выдать замуж насильно. Легализация создаст инструмент, который сделает этих женщин еще более зависимыми и несчастными. Ни одна развитая, современная страна не узаконила многоженство – и это не случайно», – отметил журналист.

Токал были, есть и будут

Также наш собеседник описал свой взгляд в контексте традиций и реальности.

«Да, токал существовали, существуют и будут существовать. Это часть реальности, но не часть будущего. Те, кто хочет жить по старым правилам, все равно будут так жить – и им для этого не нужен закон. Современная казашка не согласится на роль токал, потому что у нее есть выбор. Адекватный, образованный человек, выросший в здоровой семье и среде, не станет второй женой. Этот путь чаще выбирают маргинализированные или инфантильные девушки. Первых нужно выводить в ряды образованных и самодостаточных женщин, которые будут частью общества и экономики, а не просто стоять у плиты и вынашивать детей. Что касается инфантильных – с ними как раз все в порядке. Они действуют рационально, из холодного расчета, так же, как и их «Баке», который называет их токалками, чтобы те не чувствовали себя любовницами, разрушающими чужие семьи. К ним на самом деле претензий нет. Но стоит ли под них переписывать законы и легализовывать многоженство?» – заключил Мухит Турсынали.

В тренде:

АЭС

Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»

Налоговый кодекс РК 2026

Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря

МРП 2026

Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК

Землетрясение

Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды

Бокс

Журнал The Ring принял решение по Алимханулы после допинг-скандала

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Прогноз погоды в Астане, Алматы и Шымкенте на 21-23 декабря

Иран

Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции

Туризм

Во сколько обойдется иностранцам новогодняя ночь в Астане и Алматы

Медицина

Почему в Казахстане не доверяют медицине

Перейти к новостям спорта