Но в стране появляется новый фаворит, которого ещё десять лет назад никто всерьёз не воспринимал, — киберспорт. Да-да, те самые «стрелялки» и «компьютерные баталии», за которые подростков раньше ругали родители. Теперь это официально признанный вид спорта. Так готово ли государство вкладывать в него миллиарды? Разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Когда «стрелялки» становятся делом государственной важности
Начнём с того, что в июне текущего года правительство утвердило «Концепцию развития киберспорта в Республике Казахстан на 2025–2029 годы». Документ предполагает развитие отрасли от небольших компьютерных клубов и региональных лиг до строительства полноценных киберарен.
Согласно концепции, в каждом регионе должны запустить свои лиги, где команды будут представлять свои города, районы или даже посёлки. Только представьте, шымкентские ребята играют в PUBG (популярную многопользовательскую игрушку) против костанайских, победители идут дальше, а потом раз — и национальная сборная Казахстана выходит на мировую сцену.
В концепции также сказано, что киберспорт должен стать такой же частью студенческой жизни, как баскетбол или КВН. Мало того, его должны встроить в образовательную среду. Кстати, в мае 2025 года в Академии физкультуры появился первый в стране бакалавриат по киберспорту. То есть теперь можно получить диплом, где черным по белому написано: «специалист по компьютерным играм».
Но самое интересное — это инфраструктура. Для полноценного роста индустрии нужно создавать тренировочные базы, открывать киберспортивные академии, стрим-студии и строить специализированные арены.
Тут стоит вспомнить 2020 год, когда вице-президент Qazaq Cybersport Federation Евгений Богатырев уже объявлял о планах построить три киберарены — в Алматы, Шымкенте и Астане. Замысел был амбициозный: большие помещения со сценами и зрительными залами, кабинетами академии киберспорта, зоной для болельщиков и площадками, куда могут прийти желающие. Но тогда грянула пандемия, и проект заморозили.
Теперь, спустя пять лет, государство возвращается к этой идее на новом уровне. И если в этот раз дело дойдёт до бетона и кабелей, Казахстан может получить реальные выгоды.

Цифровая сцена, реальные деньги: к чему приведут кибертурниры?
На самом деле, это реальный шанс превратить страну в центр притяжения для международных турниров. Если государство и частный бизнес вложатся в инфраструктуру, в стране могут проходить события уровня PGL Major или чемпионата мира по League of Legends. Подобные соревнования давно перестали быть развлечением для «гиков» и превратились в масштабные шоу с огромным количеством зрителей и ощутимой экономической отдачей.
Пример Лондона это хорошо иллюстрирует. В 2024 году финал чемпионата мира по League of Legends собрал на арене O2 двадцать тысяч болельщиков. Но главное даже не это, а почти семь миллионов человек, которые одновременно смотрели трансляцию онлайн. Для сравнения, ещё четыре года назад этот показатель едва превышал три миллиона. Рост колоссальный, и каждая страна, где проходят такие турниры, автоматически попадает в центр внимания миллионов молодых зрителей по всему миру.
Для Казахстана подобное событие стало бы чем-то вроде мини-EXPO, только в цифровом формате. Если выставка в Астане в 2017 году позиционировала страну, как энергетический центр будущего, то киберспортивный турнир может показать совершенно другое лицо Казахстана — современное, технологичное и молодёжное. При этом эффект для экономики и туризма может быть огромным. На время турнира в город приезжают игроки, тренеры, болельщики, журналисты и спонсоры. Они заселяют гостиницы, заполняют рестораны, пользуются транспортом, а вместе с ними приходят инвестиции и внимание мировых брендов.

Мини-EXPO для геймеров: во сколько нам обойдутся киберарены?
Сколько же будет стоить построить киберарену? Международный опыт показывает, что цены, как и масштабы, могут быть очень разными — от десятков миллионов до почти миллиарда долларов.
В Филадельфии планировали построить Fusion Arena на 3 500 мест, под ключ с VIP-ложами и студиями за 50 млн долларов. Проект анонсировали в 2019-м, начали стройку, затем переосмысливали формат, но стоимость не изменилась.
Торонто пошёл гораздо дальше: девелопер OverActive Media объявил о строительстве театральной киберарены на 7 000 мест с отельным блоком и концертной функцией. На строительство планировали потратить около 500 млн долларов. Проект переживал паузы и корректировки, но ценовой ориентир так и остался прежним.
В Шанхае строят Shanghai International New Cultural & Creative Esports Center — это 6-тысячная арена, плюс музей, гостиница и крупный коммерческий блок. Инвестиции оценивают примерно в 5,8 млрд юаней (900 млн долларов).
Южнокорейская Busan Esports Arena этом фоне выглядит малоформатной. Это площадка примерно на несколько сотен зрителей, с продакшн-комнатами и тренировочными зонами. Заявленная стоимость — 5,5 млн долларов.
В общем, если Казахстан хочет как можно быстрее попасть в календарь крупных международных турниров, то хватит арены среднего размера. Такой проект обойдётся примерно в 50 миллионов долларов. Но если наша задача — превратить страну в киберспортивный центр Центральной Азии, придётся говорить уже о сотнях миллионов. А формат кластера с образовательными центрами, гостиницами и туристической инфраструктурой, как это делают в Шанхае, вообще тянет почти на миллиард.
Но даже самый скромный вариант (50 миллионов долларов) — это около 24,5 миллиарда тенге. А мы планировали построить три таких: в Астане, Алматы и Шымкенте. То есть для реализации идеи нужно около 73,5 млрд тенге.

Готов ли Казахстан выкладывать десятки миллиардов?
Для понимания масштаба, 73,5 млрд тенге — это почти 37 % годового бюджета Министерства культуры и спорта (около 200 млрд тенге в 2024 году).
А если сравнить с EXPO-2017, то выставка обошлась Казахстану примерно в 1,3 млрд долларов, что по нынешнему курсу равно около 637 млрд тенге. На этом фоне три киберарены выглядели бы скромнее — всего лишь около 11,5 % стоимости EXPO.
Иными словами, по меркам национальных мегапроектов это вполне подъёмная сумма. Вопрос лишь в том, решит ли государство и бизнес, что киберспорт действительно стоит таких вложений.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Экотуризм в Казахстане - гармония природы и ответственных путешествий
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу