В новом учебном году 1600 учебных заведений в Казахстане перейдут на новую модель обучения, где уроки будут проходить в формате онлайн. Как же всё это будет работать? Дети будут приходить в свою родную школу, сидеть на своих местах, но у доски будет не их учитель, а трансляция с преподавателем из так называемой опорной школы. То есть более крупной школы, где есть квалифицированные педагоги по всем предметам. Вроде бы идея разумная: если нет своих учителей, пусть учат другие преподаватели через Интернет. Но здесь не всё так просто. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Когда учитель на экране, а не в классе
Новая модель сельского образования, которую сейчас внедряют в Казахстане, началась с пилотного проекта в Актюбинской области в 2023 году. Тогда в 12 опорных и 134 малых школах запустили онлайн-уроки. Проект признали успешным, и уже в 2024 году его распространили ещё на пять областей: Акмолинскую, Костанайскую, Павлодарскую, Западно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую. Теперь Министерство просвещения хочет внедрить такую модель по всей стране. Акиматам поручили обновить материально-техническую базу, провести интернет во все школы, а учителям, которые будут вести уроки онлайн для малых школ, пообещали дополнительные выплаты.
Преимуществ у такой модели немало. Детей не нужно возить в другие сёла, они учатся в родной школе, в знакомом коллективе, все преподаватели опытные и профессиональные. По каждому предмету свой специалист. Математику ведёт математик, химию — химик. Расписание, домашние работы — всё как положено. В классы завозят технику, кабинеты оборудуют. Казалось бы, победа.

Но есть нюанс. Когда в школе есть только экран и всё зависит от стабильности Wi-Fi — это уже не та школа, которую мы знали. Живого контакта нет. Нет того самого момента, когда учитель замечает, что у ребенка вопрос в глазах, и объясняет всё на пальцах. По сути, школы в поселках превратятся в комнаты для просмотра трансляций. Особенно тяжело это может сказаться на учениках младших классов. Без живого человека рядом они просто не справятся.
Как онлайн-школа может стать лишней?
Постепенно малые школы могут потерять смысл. В опорных учебных заведениях есть знания, кадры, ресурсы, а в малых — только приём сигнала.
Если родители поймут, что с этим образованием что-то не так, то следующий учебный год начнётся с ещё меньшего количества детей. В итоге школа может закрыться. В Северо-Казахстанской области в этом году уже планируют закрыть восемь сельских школ. Формулировка простая: мало учеников. В прошлом году закрыли четырнадцать. И сейчас дети ездят в интернат где-то в райцентре.
Но это ещё не всё. С мая 2025 года вступили в силу новые правила дистанционного образования. Теперь, чтобы перевести ребенка на «дистанционку», родителям достаточно написать заявление. То есть, если семья решит, что удобнее учиться дома через Интернет, школа обязана это организовать. А если все родители разом в каком-нибудь селе напишут такие заявления? Школу никто не будет посещать? Её можно будет закрыть?
Интернет «завис», урок — тоже
Есть еще один момент. Новая модель обучения в сельских школах полностью завязана на Интернете. Без него все разговоры о цифровом образовании превращаются в иллюзию. Именно здесь и кроется главный риск всей реформы.
Во многих сёлах Казахстана Интернет всё ещё слабый, нестабильный или вообще отсутствует. А когда речь идёт об онлайн-уроках, то даже кратковременное подвисание или обрыв связи может сорвать весь учебный процесс. Ребёнок может не услышать объяснение, не успеть задать вопрос, не понять тему. И это может стать повседневной реальностью для сотен сельских школ.
Есть и другая проблема — техника ломается, а починить её в ауле некому. Если в школе вдруг пропала интернет-связь, сгорел роутер или «заглючил» компьютер, уроки просто перестанут вести. И не на один день. В городских школах с этим справляются быстро, там есть специалисты. А в селе не всегда найдётся человек, который может всё восстановить.
Кроме того, Интернет в разных регионах страны очень разный. Где-то уже работает оптоволокно, а где-то школы всё ещё подключаются через мобильную связь, которая еле тянет. И получается, что дети вроде бы учатся по одной программе, но в совершенно разных условиях. В одних сёлах чёткий звук, стабильное видео. В других — «зависший» экран и нервы цифрового ассистента (то есть сельского преподавателя).
Выходит, что без стабильного и быстрого Интернета вся модель дистанционного школьного обучения в селе может не выжить. И вместо школы будущего мы можем получить уроки, которые «зависли» навсегда.

Кто оплачивает реформу, и что будет, если перестанет?
Компьютеры, экраны, камеры, микрофоны — всё это стоит денег. И немалых. Например, в Актюбинской области на запуск проекта по цифровому обучению малокомплектных школ потратили свыше 1,8 миллиарда тенге. Но эти деньги пришли не из госбюджета, а от частных доноров общественного фонда «Қазақстан халқына». Этот фонд наполняется взносами от крупных компаний: АО «ФНБ «Самрук-Қазына», ERG, «Kaz Minerals», «Казцинк», «ArcelorMittal» и других. Он был создан после январских событий 2022 года как инструмент общественной поддержки и солидарности.
Сегодня компании отчисляют деньги в фонд, а завтра могут сказать: «Извините, времена тяжелые, больше не можем». И тогда возникнет вопрос, кто будет оплачивать Интернет в сельской школе? Кто купит новую технику, если старая сломается? Кто будет доплачивать учителям, ведущим уроки онлайн?
Получается, что пока доноры щедрые — всё работает. Но если их участие закончится, вместе с ними может исчезнуть и новая модель обучения. Останется только экран, который больше не включается. И класс, в котором никого нет.
Когда школа — это люди, а не провода
Сейчас можно сделать вид, что реформа работает: поставить экраны, провести Интернет, и на этом успокоиться. А можно подойти к делу по-настоящему: вложиться не только в технику, но и в людей. Поддержать учителей, создать для них жильё, условия, в которых хочется остаться. Тем более, что в стране уже существуют госпрограммы «С дипломом — в село!», «Нұрлы көш», бюджетные кредиты на жильё. Вопрос лишь в том, чтобы все эти меры начали работать не на бумаге, а в реальной жизни. Сделать так, чтобы Интернет стал помощником учителя, а не его заменой. Чтобы в каждом ауле сохранилась живая школа, а не просто трансляция урока с экрана.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
30 человек эвакуировали ночью из горящей многоэтажки в Алматы
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Отменят ли "всё включено" в Турции
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу