Редакция Caravan.kz направила запросы в Минтранс, Минпром, Комитет госдоходов и Минюст, чтобы понять, кто и почему принимает столь неоднозначное решение. Ответы пришли, но вызвали ещё больше вопросов.
Дороги рушатся — виноваты самосвалы
Министерство транспорта написало, что инициатива исходила от депутатов Мажилиса и связана с разрушением дорог. По их данным, в стране зарегистрировано более 55 тысяч самосвалов, из которых более 60 % перевозят грузы с перегрузом в 35–40 тонн при допустимых для наших дорог 25. Все это влияет на износ дорог. Жалоб от населения много, а на ремонт ежегодно уходит всё больше бюджетных средств. Поэтому, по мнению министерства, запрет — это единственный способ спасти дороги. А то, что под этот запрет попадают целые отрасли, рабочие места и инвестиции, в ответе не упоминается вовсе. Более того, Минтранс честно пишет: «Пересмотр норм, касающихся допустимой массы автотранспортных средств, Министерством не планируется».
Импорт разрешён, эксплуатация — под вопросом
Но пока министерство трубит о грядущем запрете с 2026 года, другие ведомства продолжают спокойно оформлять ввоз техники весом в 60–65 тонн как ни в чём не бывало. По словам президента Республиканской ассоциации водителей и владельцев грузового автотранспорта Каната Кашагана, самосвалы с полной массой 65 тонн сегодня по-прежнему импортируются в Казахстан. Причём не подпольно, не по чёрным схемам, а совершенно официально, через таможню, с полным пакетом документов, в соответствии с нормами ЕАЭС.
На наш запрос Комитет государственных доходов ответил, что такая техника действительно ввозится в рамках законодательства ЕАЭС и с обязательной оценкой соответствия техрегламенту. То есть всё по правилам: растаможка, регистрация, уплата пошлин. Государство получило свои деньги, бизнес получил технику. А теперь выходит, что с 2026 года эти же машины могут попасть под ограничения. При этом вопрос, что делать с этой техникой, повис в воздухе. Комитет госдоходов лишь разводит руками и пишет: «По вопросу эксплуатации ранее ввезённых грузовых АТС рекомендуем обратиться в органы внутренних дел Республики Казахстан». То есть, если вы купили самосвал весом 65 тонн и теперь не знаете, что с ним делать, попробуйте поговорить об этом с полицией. Возможно, они поймут.
Индустриализация на холостом ходу
Тревожная деталь прозвучала и в ответе Министерства промышленности и строительства. Ведомство напомнило, что в Казахстане действуют предприятия, которые производят самосвалы. Это не просто сборочные цеха, а заводы, которые инвестировали в локализацию, подписали соглашения с государством и обязались выполнять условия индустриальной программы. В числе таких производителей названы СарыаркаАвтоПром, КамАЗ-Инжиниринг, QazTehna, «Уральскаагрореммаш», Hyundai Trans Auto и СемАЗ. Все они выпускают технику, на которой нельзя будет ездить по дорогам общего пользования. В ответе на запрос Минпром призывает выработать сбалансированный подход и рассмотреть альтернативные меры, но чётких решений не предлагает. Между строк читается: «Мы не согласны, но не можем ничего изменить».
Получается, сначала государство поощряет ввоз и производство тяжёлой техники, разрешает её регистрацию, берёт налоги, а потом другой государственный орган превращает эту технику в потенциальную головную боль для владельцев. Ответственности за это никто на себя не берёт. Минтранс кивает на депутатов, КГД — на МВД, Минпром — на площадку «Атамекена», Минюст вообще не отвечает.
На обочине логики и закона
С правовой точки зрения вся эта история с запретом самосвалов как минимум странная, а если проще — несправедливая. В законах есть такой принцип правовой определённости. Суть в том, что человек должен заранее понимать, к чему приведут его действия. Купил технику? Значит, имеешь право на ней работать. Но в Казахстане, видимо, этот принцип не работает.
Если так и дальше пойдёт, Казахстан может оставить на обочине не только сотни машин, но и целые отрасли. Перевозки, строительство, машиностроение — всё это начнёт буксовать. И тогда по-настоящему тяжёлым станет не самосвал, а последствия необдуманных решений.
А можно было и без запретов?
Проблема с износом дорог, конечно, есть. Но её корни глубже. И решать её можно было бы иначе, не подставляя бизнес и производителей, и уж точно не выгоняя технику с дорог, по которым она годами легально ездила.
Начнём с того, что износ покрытия — это в первую очередь следствие некачественного строительства и слабого контроля за исполнением подрядчиков. Если дорога рассыпается от нескольких рейсов самосвала, то, может, дело всё-таки в том, что вместо щебня туда подсыпали песок? Или толщина слоя была уменьшена, чтобы сэкономить? У нас в стране и без самосвалов многие трассы не доживают до первой весны. Поэтому неплохо было бы усилить надзор за качеством дорожных работ. С выездом на место, лабораторией и фотофиксацией.
Вторая вещь — это взвешивание и контроль за перегрузом. Да, многие машины идут с превышением допустимой массы. Но почему? Потому что весовой контроль либо не работает, либо работает по схеме «подъехал — договорился». Рамок нет, постов мало, инспекторов ещё меньше. Но это не проблема самосвалов, а проблема слабого государственного контроля. Можно установить рамки на въездах в карьеры, стройки и перевалочные базы, создать цифровую систему контроля, чтобы было видно, кто с каким грузом проезжает. Это не фантастика, такая система давно работает в Польше, Литве и Грузии.
Третий шаг — грамотное зонирование маршрутов. Можно сделать карты допустимых маршрутов, разграничить категории дорог. И да, если нужно, ограничить движение в часы пик. Но это не значит, что техника вообще должна стоять.
И, наконец, разговор с бизнесом. Можно вводить нормы, а можно обсуждать компромиссы. Но делать это нужно заранее, с прогнозами, оценками, расчётами. Сейчас же получается, что одна рука выдаёт субсидии на производство самосвалов, а другая теперь выбивает их из строя. И всё это с благими намерениями спасти дороги.
Наверное, государство должно предлагать какой-то выход, а не отправлять предпринимателя разбираться в МВД.
Ведь если государство сначала само зовёт инвестора, а потом без предупреждения меняет правила — это не про развитие. Это про хаос. И тогда в Казахстане будет не страшно проехать на самосвале. Страшно — вложиться в него.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы ожидается сильный снегопад
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Новый автобусный маршрут запускают в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Автомобиль потушили в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу