Выжить в час пик: изменится ли что-то в автобусах Алматы при новом акиме - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Выжить в час пик: изменится ли что-то в автобусах Алматы при новом акиме

Выжить в час пик: изменится ли что-то в автобусах Алматы при новом акиме

Градоначальник Дархан Сатыбалды посетил в четверг центр диспетчерского управления «Онай!». И, похоже, остался не очень доволен увиденным и услышанным.

  • 23 Июня
  • 11271
Фото - Caravan.kz

Пресс-служба акимата процитировала шефа: «Я езжу по городу и вижу, что на одной остановке стоит очередь из автобусов. Это нужно исправлять. Должен быть график и четкое соблюдение интервалов». В ситуации разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Проблема назрела давно. Но ни один мэр не сумел ее решить. Особенно после того, как население южной столицы перевалило за два миллиона человек. И это без учета ежедневно приезжающих на работу из близлежащих населенных пунктов. А это еще более 150-160 тысяч. В соцсетях даже активисты специально созданных чатов, где недовольные движением городского транспорта выплескивали свои эмоции, устали митинговать.

Почему? Видимо, потому, что устали требовать от властей установить более-менее понятное движение автобусов и троллейбусов по графику. Порядок обещали навести и Имангали Тасмагамбетов, и Ахметжан Есимов, и Бауыржан Байбек, и Бакытжан Сагинтаев, и Ерболат Досаев… Видимо, эти градоначальники редко пользовались услугами общественного транспорта. Или вообще не пользовались?

Кто, как не пассажиры, могут подсказать, какие маршруты можно сделать не только удобными для жителей Алматы, но и более прибыльными для перевозчиков.

Глас народа

Цитирую активистов соцсетей.

«45-м маршрутом я добираюсь на работу уже 12 лет. Влезть в этот автобус с 9.00 до 10.00 можно не всегда. Хотя уже изучил график. Маршрут идет через полгорода, забирает по пути студентов двух больших вузов – Нархоза и КазНУ. Куда другим пассажирам деваться? Очень часто приходится ждать их по 20-25 минут. Когда приезжает – в автобус просто не протиснуться. А через 3-5 минут может приехать второй, куда уже можно протолкнуться. И нередко бывает, что через 5-7 минут приезжает третий. Уже полупустой! Это издевательство над людьми! Начальство автопарков в курсе?..»

«Кто-то когда-то просчитывал в Алматы нагрузку самых длинных маршрутов?»

«Я тоже еду на работу 45-м от Абая-Алтынсарина. Почему в утренние часы пик «сдвоенный-гармошка» 37-й едет полупустым? Разве автопарку выгодно гонять эту «гармошку» в часы пик, в которой максимум два десятка пассажиров? Отдайте ее 45-му! Могу назвать еще несколько полупустых утренних маршрутов – 17, 19, 31, 63, 34, 137, — наверное, таких еще больше»…

Справка «Каравана»

В Алматы действует более 200 маршрутов, которые отдали 27 перевозчикам. Ежегодно они обслуживают около 455 миллионов поездок.

«Я не понимаю, почему «сдвоенный» 37-й идет утром полупустым, а в 45-й невозможно зайти? Кто-то изучал нагрузку пассажиропотока в разное время дня? Разве нельзя заключить соглашения между перевозчиками по маршрутам и по часам? Перевозчики же деньги теряют на пустых салонах. А затраты на ГСМ, ремонт, зарплаты и прочие траты? Конкуренция – это нормально. Но если пустые салоны приносят убытки, то кто или что мешает договориться перевозчикам?»

«Люди! Есть «большие» перевозчики, и есть «другие». Выгодные маршруты выделяют тем, у кого больше ТС (транспортных средств. – Авт.). Анализа пассажиропотока в этом случае нет. Нет статистики, нет прогностики. Поэтому некоторые перевозчики постоянно требуют повышения цен за проезд. Если бы были согласованные действия перевозчиков и акимата, то удалось бы снять самые острые вопросы. А это требует времени и принятия компромиссных решений».

Все эти комментарии, напомню, полутора- и даже двухлетней давности.

И еще одна деталь: многие пассажиры, которым удается в утренние часы пик впихнуть себя в автобус, оплачивают проезд, только когда в салоне начинает кричать контролер. Если ему удалось впихнуть свое тело в транспорт. Но даже контролеру это удается не всегда. И тогда – ура! – студенты бесплатно едут домой.

А как за границей? (личный опыт)

Прага. На любой автобусной или трамвайной остановке красуется график: транспорт подойдет в 9.02. Стою. Жду. И приходит!.. Вечер. И опять по графику! Как чехи сумели это сделать? Кстати, немцы, голландцы и даже португальцы с испанцами — тоже! Итальянцы с греками пока проигрывают в этом плане.

США. В некоторых городах автобусы «бегают» по расписанию: Вашингтон, Де Мойн (столица штата Айова), Атланта, Новый Орлеан. В Лос-Анджелесе, Нью-Йорке — далеко не всегда. Ну, как в Алматы. Я был там. Знаю.

Франция. В Тулузе (это на юге) графики движения автобусов видел. Но однажды прождал автобус почти полчаса. Хотя он должен был подъехать в 21.15…

В Париже лучше пользоваться метро, чем наземным транспортом. И быстрее, и безопаснее.

Брюссель. Автобусы там ходят в основном в новых кварталах. А туристам они не интересны. Но бывшие казахстанцы, которые перебрались в столицу Бельгии лет 20-25 назад, матерят муниципалитет и по-русски, и по-казахски, и по-валлонски, и по-французски …

Стамбул. Графики на некоторых остановках есть. Но это «алматинские» графики…

Дели. Столица Индии – вообще вне сознания порядка общественного движения. Остановки – «по требованию». Дверей и окон в автобусах нет. Кто хочет где-то войти и выйти – входит и выходит где угодно. Какие билеты, какие кондукторы?..

Справка «Каравана»

Согласно официальным данным, население Алматы на 1 мая 2025 года составляло 2 млн 310 тысяч человек. Ежегодно пассажиры совершают около 455 млн поездок.

По расчетам независимых экспертов, сегодня в южной столице Казахстана проживает уже более трех миллионов человек. Цифры эти основаны на расходах на коммунальные и потребительские услуги. Транспорт тоже входит в этот список.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта