... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Так кто обманщик-то?

29 февраля

Кто о чем, а Бокаев – об утильсборе. Сеанс магии «правдолюбца» с ее полным разоблачением

Санжар Бокаев опять сел на своего любимого «конька» ­– утильсбор. В мессенджерах набирает популярность видео, на котором г-н Бокаев заявляет о необходимости полной отмены утильсбора. Немало людей, конечно, улыбнулись, но любитель хайповать вновь собрал аудиторию.

Магия Бокаева

Действительно, об утильсборе, а точнее, о масштабной протестной акции против него, сейчас говорят только пожелтевшие наклейки на машинах (кто забыл снять) и архивы в новостях. Вроде бы все на пальцах объяснили, компанию передали из частных рук в лоно государства, прошли суды и вынесены немалые сроки. Но кое-кому все также неймется.

На этот раз Санжар Бокаев купил автохлам только для того, чтобы сдать его на «пункт утилизации».

В ролике он беседует с местным работником, который говорит, что платить за этот процесс ничего не надо – мол, они получат выгоду, сдав машину на металл. Красивое видео с тем, как автомобиль разрезают, прессуют и превращают в параллелепипед, могло впечатлить простого гражданина. При этом главный герой заявляет: «За утилизацию не надо вообще платить. Люди, которые занимаются металлом, готовы бесплатно принимать, если им привезти». А потом гневно задается вопросом: «За что и кому мы платим? Обман! Обман и взимание денег за услугу, которую государственная компания «Жасыл Даму» не оказывает!». Запомните этот момент.

Потом он, якобы доказав очевидное, говорит, что процесс утилизации нужно отдать в частные руки, а не вести машины на заводы в Костанай и Караганду – якобы такие цеха можно будет открыть в каждом областном центре. Далее «правдолюбец» опять сыплет обвинениями в адрес больших и не очень людей, заявляя, что ничего не поменялось и деньги идут в те же карманы. А завершает он обращением к президенту, взыванием к совести чиновников и пугает митингами в регионах. Но это мы опустим, обратив внимание только на его фразу: «Хватит нас обманывать! Мы больше терпеть не будем!».

Кого Санжар подразумевает под «мы», он уточнять не стал. Начнем с конца.

Неточность первая. «Жасыл Даму»

Упоминая название этой компании, г-н Бокаев верно отметил, что она является государственной. Странно, человек хорошо владеет казахским языком и уж точно не лишен интеллекта. Даже если не знаешь, чем занимается компания, то это можно понять из названия – если дословно, то это «Зеленые разработки». А можно и на сайт АО «Жасыл Даму» зайти, где, кроме прочего, сообщается, что оно занимается «организацией сбора, транспортировки, переработки и утилизации отходов товаров (продукции), подпадающих под действие РОП». Организацией, а не переработкой. «Жасыл Даму» также (цитата) «ведет тесное сотрудничество со специализированными организациями, осуществляющими сбор и переработку отходов во всех регионах Казахстана».

Неточность вторая. Пункты приема

Места, куда граждане могут сдать свое старое авто, открыты во всех городах Республики Казахстан. Так что гражданин Бокаев в этом плане Америку не открыл. И примут там авто абсолютно бесплатно. Хотя, нет – немного не так. Там вам даже заплатят. Может быть, не так много – примерно от 50 000 до 150 000 тенге – но тоже неплохо. Есть и альтернативный вариант – вы можете получить сертификат на более крупную сумму (до 750 тысяч тенге), если захотите приобрести новый автомобиль. Г-н Бокаев сказал, что частники даже могут доплатить, если вы им привезете что-то из сельхозтехники. Цену он не назвал, но вот в государственных точках можно получить до 2 млн тенге.

Неточность третья. Утилизация

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Итак, пресловутый утилизационный сбор – это своеобразный налог. А взимается он не для того, чтобы превратить автомобиль или трактор в кусок металла. В приемном пункте деньги вам платить не надо – напротив, вам заплатят. Поэтому просто глупо было бы говорить, что «бешеные деньги» тратятся именно на разрезание и прессовку машины.

А для чего тогда нужен утильсбор, спросите вы? Об этом тоже было написано немало статей. Если очень просто – чтобы в страну не попадал старый автохлам. Казахстан и так уже для впечатлительных интуристов выглядит чуть ли не Кубой, где новые машины редкость, а зачем усугублять это? Г-н Бокаев пару месяцев назад заявил, что именно утильсбор в Казахстане стал причиной увеличения среднего возраста машин. Возможно, он пользовался некорректными данными, а также ему, как бизнесмену, должно быть понятно, что тут играют роль экономические аспекты. Но есть и другой аспект у утильсбора – экологический. Это опять-таки вытекает из самого названия. Существует и усиленно распространяется версия о том, что утильсбор ввели исключительно для того, чтобы пролоббировать интересы отечественного автопрома. Это никто не берется опровергать, но некоторые личности почему-то твердят, что все делается под конкретных олигархов. Точно так же можно сказать, что борьба с контрафактным алкоголем ведется исключительно в помощь производителям и экспортерам водки с коньяком. Или, что выявление поддельных лекарств – это лоббирование интересов фармацевтической мафии. Другие примеры приведите сами.


Иллюстрации: Caravan.kz