Опубликовано: 1157

Рынок подержанных авто выходит из тени

Рынок подержанных авто выходит из тени Фото - Kolesa.kz

Вторичный и серый авторынок казахстанцу всегда более интересен, чем сверкающий официальный новый.

С последними потрясениями, которые переживают автосалоны, автобарахолка и вовсе готова вздохнуть полной грудью. Как живёт сегодняшний базар и какие изменения происходят в целом, сообщает Kolesa.kz

Казахстан за пару прошедших лет медленно, но верно пополнялся новыми машинами. Ежемесячно от 10 до 15 тысяч сверкающих новым лаком автомобилей находили своих хозяев и тихо-тихо обновляли 3-миллионный автопарк страны. Бэушному же рынку оставалось засесть на внутренних перепродажах и забыть о том прекрасном времени, когда он являлся основным источником свежей крови. Однако на протяжении каких-то двух месяцев становится понятно, что роль лидера официалы теряют невероятными темпами, а их добытое раньше преимущество всё-таки не естественное, а искусственное — народ по-прежнему выбирает вторичный или серый рынок, готов забить на гарантию и фирменные полики в подарок.

Мы ещё не отошли от последствий прошлогодней февральской девальвации, а что будет дальше, вообще тёмный лес. Поэтому прогнозы в наше время — вещь неблагодарная. Мы попытаемся проанализировать ситуацию с позиции сегодняшнего дня и сделать какие-то выводы и предположения.

При оценке объёма рынка мы опирались в первую очередь на данные МВД по количеству регистраций автомобилей. С небольшой долей условности их можно считать объёмом сделок купли-продажи.

Основной тренд

Сегодня рынки новых и подержанных автомобилей тесно связаны между собой. Гораздо теснее, чем это было раньше, и тем более если сравнивать их за последние три года, когда они словно существовали отдельно друг от друга. Сейчас ситуация заметно изменилась, и теперь вновь процессы на рынках влияют друг на друга, связывая их воедино. И ввоз из России стал ключевым событием, породившим это изменение. По значимости оно затмевает все остальные новости.

Как и в своё время льготная растаможка, частный импорт из РФ сильно повлиял на наших торговцев. И если раньше казахстанский рынок был обособленным, со своими барьерами и особенностями, то теперь он может превратиться в часть российского со всеми вытекающими последствиями.

Уже в конце ноября, когда рубль начал стремительно дешеветь, казахстанцы (да и белорусы тоже) схватили калькуляторы и принялись пересчитывать российские ценники. Первые перегонщики отправились немедля. Уже к середине декабря в самолётах из Алматы в Москву каждый второй пассажир летел за выгодной покупкой, а регистрация доставленных автомобилей из России в северных регионах Казахстана выросла в десятки раз.

Но соль, конечно, в другом — продажи автомобилей из России разом затмили продажи официалов. За прошедший 2014 год самые худшие показатели среди новых официальных автомобилей продемонстрировал именно декабрь (— 17.9 % по сравнению с декабрём 2013-го), тогда как серые, наоборот, продавались лучше (+ 83.1 % к декабрю 2013-го), вдобавок обошли белых в числовом значении (11 904 против 13 364 автомобилей). Интересно, какими получились цифры января?

На тот момент это был далеко не первый тревожный звоночек отечественным заводам и официальным дилерам: ведь уже давно было известно, что 1 января 2015 года вступает в силу новый Техрегламент, а также грядёт отмена НДС, в итоге которой выгода в приобретении машины в РФ становилась ещё более очевидной. С наступлением нового года вторичный рынок закипел.

Продажи легковых автомобилей на официальном рынке, 2013–2014 год

Регистрация легковых автомобилей с серого рынка, 2013–2014 год

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Сложилось устойчивое мнение, что официальный рынок проворонил момент принятия нового Техрегламента — лишь к середине января нового года официалы разными способами принялись предпринимать блокирующие действия против нарастающего ввоза из соседней страны. Фактически повторилась ситуация с недавними метаниями по случаю принятия новых ПДД, когда принимается закон, а механизмов его реализации ещё нет (вспомним хотя бы запрет на стоянки вдоль дорог). На протяжении двух с лишним недель шла перепалка на тему того, что ввозить можно, а что нет. Причём прояснить это не могли даже власти, тем самым сбивая с толку возбуждённое население.

Вскоре министерства всё же разрубили этот гордиев узел, расставив приоритеты по полочкам. Простые граждане, конечно, оказались не в приоритете — ограничение на ввоз автомобилей из стран ТС всё-таки будет, только непонятно когда.

Впрочем, этот шаг тоже можно понять, если взглянуть на ситуацию под другим углом. Снятие всех барьеров не только увеличивает выбор для отечественного автолюбителя, оно также способно открыть поток автохлама по бросовым ценам, который будут с удовольствием покупать в провинциях, а потом переезжать на нём в города, ухудшая и без того плохую экологию. К слову, в Казахстане «старушкам» придётся отправляться на покой, а ведь с похоронами автомобилей у нас по-прежнему всё очень плохо, да и своих машин старше 20 лет у нас по сей день большинство — почти половина автопарка страны! Автомобилей 1992 года выпуска в нашей стране больше всех.


Возраст автомобильного парка Казахстана по данным МВД РК
(легковой и лёгкий коммерческий транспорт по состоянию на 1 июля 2014 г.)

Если проанализировать состав парка, то подавляющее большинство автомобилистов ездит на обычных легковых автомобилях (92 %). Внедорожники и пикапы составляют только 4 % от общей массы

Стоит ли ожидать, что этот удар по отечественному автобизнесу поставит его на колени вплоть до закрытия автосалонов и ухода с рынка марок? Вряд ли. Для примера мы вернулись к истории, в июнь 2010 года, и почитали комментарии представителей основных игроков рынка на тему льготного ввоза. Тогда эксперты пророчили дилерам банкротство и закрытие салонов, прогнозировали возврат в 90-е, а уйти с рынка обещала даже успешная Toyota. Ушла ли? Нет.

Впрочем, плюсы для автомобилистов, привыкших приобретать исключительно новые автомобили с гарантией и фирменным сервисом, в сложившейся ситуации тоже есть — чтобы удержаться на плаву, казахстанским производителям и дилерам ничего не останется делать, как снижать цены. И эти шаги ряд автосалонов уже сделал. Возможно, это заметят и те, кто ранее не рассматривал покупку машины в масле. Но совершенно очевидно, что ситуация с низкими ценами сложилась временно, как следствие стремительного ослабления рубля — уже сегодня российские ценники обрастают новыми цифрами с поправкой на курс доллара США. В итоге разница на рынке новых автомобилей рано или поздно нивелируется.

Продаются ли машины сегодня? Продаются, но только...
За последние полгода мы сотни раз слышали утвердительную фразу: «Машины сейчас не продаются, надо ждать». Ознакомившись с данными МВД, можно сказать: машины всё-таки продаются, но только чуть хуже, чем раньше. Итак, по информации на 1 июня 2014 года, по нашей стране колесит 3.3 млн автомобилей (это включая лёгкие коммерческие машины). В 2013 году было совершено более 774 тысяч регистраций автомобилей, а в 2014-м. — более 676 тысяч, т. е. на 12.6 % меньше. Имея на руках данные о том, сколько у нас зафиксировано продаж новых автомобилей, официальных и серых, мы вычли их из общего количества регистраций. В 2013 году новый рынок составил почти 206.6 тысячи машин, а в 2014-м даже незначительно увеличился, до 207.9 тысячи авто. На вторичном рынке осталось: в 2013 году — 567 тысяч регистраций и в 2014-м — 468.4 тысячи. Как видно, до застоя ещё далеко.


Регистрации легковых и лёгких коммерческих автомобилей в Казахстане по данным МВД, 2013–2014 год

Из данных МВД получается, что в 2014 году в нашей стране в среднем ежемесячно регистрировалось около 39 тысяч машин (как б/у, так и новых). Ради интереса мы решили сравнить цифры продаж с количеством машин, выставленных на продажу. На 20 января 2015 года на сайте kolesa.kz были актуальными 113 467 предложений о продаже подержанных автомобилей (на ходу), это практически в три раза больше среднемесячного объёма регистраций, и 4 454 объявления с новыми автомобилями (3.9 % от количества подержанных). С новыми картина прямо противоположная — это почти в четыре раза меньше среднемесячного количества регистраций новых авто (17.3 тысячи регистраций в 2014 году).

Только за одну неделю января 2015 года на нашем сайте было подано (или продлено из числа поданных ранее) 85 043 объявления на машины с пробегом и 1 478 на новые. Для сравнения: в январе 2014 года за неделю было подано 47 245 объявлений о продаже подержанных машин (почти в 2 раза меньше), новых — 1 179. Активность продавцов очевидна.


Среднее количество новых объявлений за сутки в категории "Машины" на kolesa.kz в 2014 году и январе 2015-го

Машины всё-таки не вино

Всем часто приходилось слышать, что машины в последнее время продаются практически за ту же цену, что были куплены несколько лет назад. С учётом износа и естественного старения можно было сказать, что откровенный шрот даже дорожал, не стоил тех денег, что просят... И тут ставшие вмиг доступными российские машины обрушили и этот рынок. Используя функционал нашего сайта, мы попробовали проследить, как менялась цена предложения из года в год на примере популярных и не очень моделей автомобилей: от почти нового Hyundai Accent до тяжёлого проходимца Nissan Patrol, включая невероятно популярную Toyota Camry в 40-м кузове и Land Cruiser Prado 120, любимого многими «кабана» — S-класс W140, праворульный Pajero второго поколения, а среди автомобилей отечественного производства — Kia Cerato 2011 года выпуска. И вот что у нас получилось.

Мы наглядно видим: цена предложения на большинство моделей всё же плавно снижалась, а с наступлением 2015 года упала заметно.

Продам машину на авторынке

Чтобы до конца понять, как сейчас живёт вторичный рынок, мы отправились на известный на всю страну алматинский базар «Барыс». Нашли человека из редакции, который хотел продать свою машину, взяли термосы с горячим чаем, натёрли кузов до блеска и присоединились к изрядно поредевшей за последнее десятилетие когорте продавцов. И в итоге практически впустую потратили день в тщетных попытках продать свою машину на свежем воздухе. Единственным положительным результатом было лишь то, что попутно удалось пообщаться с продавцами и покупателями.

Главный тренд, конечно же, российские машины — они тоже здесь, как новые, так и среднего возраста, с минимальным пробегом, в прекрасном состоянии. А мы вновь вспомнили изрядно подзабытые на вторичном рынке слова «свежепригнан», «свежедоставлен». Выделяются «россиянки» сразу, в первую очередь по подномерникам с необычными для нас названиями автосалонов. Но даже они плохо покупаются (со слов продавцов). Учитывая, что официальные цифры говорят обратное, стоит сделать вывод: у кого были деньги, поехали за машиной сами, не побоявшись хлопот с покупкой и перегоном. А перекупщики ловят выгоду на конкретном покупателе — кому нужно срочно, здесь и сейчас. К слову, на определённый товар типа Camry 55 спрос будет всегда, из российских салонов на «Барысе» они в наличии, а вот в салонах казахстанских дилеров дефицит — ждать только февраля-марта.

Из наших наблюдений:

— Рынок пережил новый всплеск. Раньше даже народу было заметно меньше. Помнится, ещё пару лет назад авторынок почти опустел. Сейчас в связи с вливанием новой крови барахолка ожила и наполнилась чуть более чем наполовину, даже с учётом холодов.

— Цены на машины варьируются в самых широких пределах, встречаются и завышенные, и доступные. Некоторые продавцы явно не угадывают с ценой и уже десяток раз её снижали, об этом свидетельствуют переписанные ценники, а кто-то и во-все их удалил. Продавцы, как гибкие, так и упрямые, принципиальные. Перекупщиков, конечно, больше, чем обычных владельцев. С ввозом из России обострилась и без того высокая конкуренция среди бэушных авто. Торговцы накидывают на автомобили самый минимум, но рынок заставляет их торговаться и идти на уступки.

— Покупателей не так много. По большей части они много спрашивают, но мало покупают, по-видимому просто прощупывая рынок и выясняя обстановку. К нам тоже подходили, но только с вопросами.


Состав автопарка Казахстана по данным МВД РК
(легковой и лёгкий коммерческий транспорт по состоянию на 1 июля 2014 г.)

Ниже расположились SsangYong (9 771 автомобиль), Land Rover (4 974), Peugeot (4 571), Infiniti (2 664), Porsche (1 997) и другие

Trade-in загибается не разогнувшись

Ещё одно место, где можно продать/купить подержанный автомобиль, — это те автосалоны, которые помимо прочего предоставляют и услуги трейд-ина, т. е. принимают подержанные автомобили в счёт оплаты новых.

В случае с Казахстаном стоит отметить, что trade-in у нас распространён слабо. Но даже в том виде, в каком он существует, для продавцов есть много отрицательных нюансов. К примеру, некоторые салоны принимают автомобили только той марки, что продают сами, а кто-то принимает только те, что ещё на гарантии, небитые, некрашеные... В общем, сами понимаете, что сдать свой автомобиль будет не так-то просто. Вдобавок обычно салоны отнимают от стоимости машины какую-то часть (20–30 %) в качестве своей комиссии, поэтому для многих людей, пытающихся избавиться от своего подержанного автомобиля в зачёт нового, дело не идёт дальше оценки, а точнее, уценки.

Покупка же подержанного автомобиля в салоне, в отличие от продажи, довольно привлекательна: тут машину всегда можно бесплатно поднять на подъёмник, и покупатель может быть уверен, что продавец не растворится сразу после продажи и, возможно, даже возьмёт на себя какие-то обязательства после сделки.

Мы прошлись по нескольким салонам, и их трейд-ин, как правило, зависит от активности самого салона, но объёмы всё равно мизерные. Крупные автосалоны Алматы продают по 15–20 машин в месяц, небольшие — до 5. Но с одной оговоркой — до падения рубля. Российский ввоз понизил интенсивность продаж даже здесь. В северных регионах нашей страны ситуация и того хуже. Например, в Астане и Костанае, куда мы дозвонились, продажи автомобилей практически остановились, это касается и новых, и подержанных авто.

Выводы

Рынок переживает очередную непредвиденную встряску благодаря дополнительному импульсу в виде поставок из России. Однако долго это продолжаться не будет. Власти придумывают ограничения, а россияне переписывают ценники своих автомобилей из расчёта действующего курса. В итоге покупать новую машину в России рано или поздно станет не так выгодно, как сейчас. По сути, как мы писали выше, это временное окно.

С другой стороны, можно сказать, что за каких-то несколько месяцев наш рынок благодаря России в значительной мере стал разнообразнее. И если хоть какая-то щель для ввоза останется, вторичному рынку и этого будет достаточно — выбор там куда богаче. Конкурировать можно будет только за счёт снижения цен, тут и без прогнозов всё понятно, пока не будет достигнут какой-то паритет.

Загрузка...