Опубликовано: 18300

Правила, написанные кровью: что власти Алматы могут почерпнуть из опыта переживших землетрясения прошлого

Правила, написанные кровью: что власти Алматы могут почерпнуть из опыта переживших землетрясения прошлого Фото - Caravan.kz

Правила спасательных работ при природных катастрофах написаны кровью.

Сейчас, когда жители Алматы и южных регионов Казахстана очень напуганы подземными толчками, стоит вспомнить, как дорого обходились ошибки при землетрясениях в разные времена.

По воле рока так случилось

Разрушительные землетрясения уносили жизни и оставляли людей без крова столько, сколько существует человеческая цивилизация. Вот только отношение к этому в обществе было, мягко говоря, странное. Никто не считал это трагедией государственного масштаба. Дескать, все стихии во власти богов, а если боги разгневались, то не смертным людишкам с ними спорить. Например, в 79 году нашей эры, когда извержение Везувия стерло с лица земли четыре крупнейших города на Средиземном море: Помпеи, Геркуланум, Стабий и Оплонтис, древнеримский историк Тацит назвал печальным событием не гибель тысяч людей, включая стариков и грудных детей, а смерть Плиния Старшего, который решил из любопытства подплыть на судне поближе к горящим городам.

Гибель людей в Помпеях при извержении вулкана летописцы не считали трагедией. Боги на что-то разневались, а кто мы такие, чтобы с ними спорить?
Гибель людей в Помпеях при извержении вулкана летописцы не считали трагедией. Боги на что-то разгневались, а кто мы такие, чтобы с ними спорить?

Мораль тех времен по нынешним меркам кажется очень циничной, но логики она не лишена. Если ты поселился в месте, где часто дрожит земля, то будь готов, что рано или поздно очередной толчок унесет твою жизнь и жизнь твоих детей.

При таком отношении к природным катаклизмам каких-то единых правил и законов касательно застройки в сейсмоопасных районах или планов эвакуации просто не могло существовать. Знатные горожане для строительства дворцов и храмов нанимали архитекторов, имеющих представление о том, что такое запас прочности и сейсмическая безопасность, а бедняки в лучшем случае укрепляли жилища по методам, которые переходили из поколения в поколение. Если же катастрофа все-таки случалась, то организованных работ по ликвидации последствий не требовалось. Акведуки и система канализации были устроены так, что подобные катаклизмы им не страшны, специальной техники для разбора завалов не существовало, медицина того времени не могла спасать тяжелораненых. Поэтому в деревнях пострадавших спасали родственники и соседи, а в больших городах знать могла отправить рабов на расчистку дорог, но не из-за гуманизма, а лишь потому, что руины мешали проезду колесниц богатеев.

Исключения, конечно, были. Некоторые правители старались принимать меры по спасению людей, но это тот случай, когда исключения подтверждает правила. Все принятые меры были просто личным капризом государя, решившим заработать себе плюсики у богов.

Дрожь земли в южной столице

Ситуация кардинально изменилась только после 1 ноября 1755 года. Тогда землетрясение в Лиссабоне унесло жизни 80 тысяч человек. Тогда среди просвещенной общественности в Европе входили в моду идеалы гуманизма, и в светских беседах при дворе заговорили о том, что нужно принимать какие-то меры для спасения людей от буйства стихии. Многие европейские монархи в той или иной степени идею поддержали. Так, в нескольких государствах были разработаны планы действий для медиков и армии на случай землетрясения, а ученые, изучающие колебания земной коры, стали получать на свои исследования немалые средства из казны.

После Сицилийского землетрясения европейские аристократы скорбели не о людях, а о том что древние здания безнадежно разрушены
После Сицилийского землетрясения европейские аристократы скорбели не о людях, а о том, что древние здания безнадежно разрушены

Любопытно, что всего за 62 года до этого, когда случилось Большое Сицилийское землетрясение, унесшее жизни 100 тысяч человек, при дворе тоже было модно скорбеть, но не по людским жизням, а по навсегда потерянным памятникам архитектуры. Архитекторы всей Европы совершенно бесплатно разрабатывали эскизы новых домов, но жертвам катастрофы никто не отправил ни монетки.

Для Казахстана историческим стало землетрясение 1887 года. В городе Верный катастрофа унесла жизни 332 человек, в том числе 118 детей.

В газетах Российской империи количество жертв пытались занизить и не учитывали заключенных и киргиз-кайсаков, но катастрофа все равно выглядела пугающей. Из разных уголков империи в Верный потекли пожертвования на восстановление города и помощь обездоленным.

На часть этих средств была открыта первая в наших краях сейсмостанция.

Землетрясение 1887 года изменило облик южной столицы. С этого года при застройке города архитекторы стали придавать большое значение сейсмостокости зданий. Так появился Кафедральный собор, до сих пор считающийся одной из главных достопримечательностей Алматы. Кроме того, вышли нормативы, запрещающие строить каменные дома без заключения эксперта по сейсмической безопасности. Это заключение стоило недешево, и люди победнее могли строить для себя только деревянные домики.

Как показало время, меры были довольно грамотными. Через два года случилось ещё одно землетрясение. Свидетели катастрофы вспоминали, что просто лежащих на земле подкидывало на полтора метра в воздух. Оно разрушило более 3000 построек в окрестностях Верного. Точных данных о жертвах нет, потому что дрожь земли затронула в основном аулы, где перепись населения толком не велась, но, по предварительным данным, погибло около 50 человек.

Землетрясение в верном уничтожило много каменных зданий, но деревяные лачуги стихия пощадила
Землетрясение в Верном уничтожило много каменных зданий, но деревяные лачуги стихия пощадила

Подавляющее большинство погибших были раздавлены тяжелыми глиняными крышами в мазанках. В бревенчатых домиках жертв практически не было, а восстановить избушки удалось за час-два.

Ну кто так строит?

Долгое время контроль за сейсмоустойчивостью зданий и планы по ликвидации последствий землетрясения были заботой местных властей. Впервые это стало вопросом государственного масштаба после Крымского землетрясения 1927 года. Этому способствовало сразу несколько факторов. Во-первых, Крым посещали знаменитости не только из России, но и из разных уголков мира, поэтому катастрофа тут же получила широкую огласку и никого не оставила равнодушным. Во-вторых, первый толчок пришелся на 26 июня, то есть на пик курортного сезона. Тысячи отдыхающих и их родные восприняли это как личную проблему. И самое главное –молодая советская республика захотела показать, что она прогрессивное государство и впереди планеты всей.

Разрушенное
Разрушенное "Ласточкино гнездо" в Крыму. В мае 1927 года на первых полосах газет всего мира публиковали именно это фото

В результате этого были собраны лучшие ученые страны, которые разработали нормативы строительства в сейсмоопасных районах СССР.

Эти нормативы работали вплоть до конца перестройки. С приходом дикого капитализма ситуация изменилась  не в лучшую сторону. Желающих поселиться на побережье Черного моря хватало всегда, но прежде это строго регламентировалось. Уже перед развалом СССР мечту о квартирке с видом на море мог воплотить любой желающий, при наличии определенной суммы. В результате недобросовестные застройщики возвели сотни высоток, не способных выдержать и легкого подземного толчка.

К счастью крупного землетрясения в Крыму пока не было, но печальный опыт Турции красноречиво показывает, какой трагедией это может обернуться.

В 2023 году турецкое землетрясение унесло 50 тысяч жизней. Расследование показало, что застройщики использовали самые дешевые стройматериалы, чтобы обеспечить выросший спрос на бюджетное жилье.

Похожая ситуация сейчас складывается и в Алматы. Количество желающих переехать в южную столицу с каждым годом растет, и застройщики как могут удовлетворяют выросший спрос на относительно недорогое жилье.

Есть еще эпизод в истории Крыма, который очень роднит полуостров с казахстанскими реалиями. Там тоже шли разговоры о возведении атомной электростанции на мысе Казантип, и даже началось строительство стен энергоблока. Но после Чернобыля люди уже не доверяли атомной промышленности, что вызвало десятки протестных акций.

Одной из главных проблем СССР была огромная территория страны. Из-за этого самые грамотные нововведения внедрялись очень долго. Контроль за сейсмоустойчивостью зданий особенно строго проходил в Крыму и на Кавказе, то есть в важных портах и в нефтедобывающих регионах.

Трагедия 1948 года в Ашхабаде, унесшая жизни 37000 человек, обнажила эту проблему.

Землетрясение магнитудой в 7 баллов произошло в ночь на 7 октября. Основной удар стихии приняли на себя жители частного сектора. Дело в том, что в Ашхабад, как и во множество городов, находящихся в глубоком тылу, во время войны стеклись тысячи эвакуированных. Это привело к тому, что в городе возник острый дефицит жилья. Люди строили себе домики из чего придется, лишь бы была какая-то крыша над головой. В основном в ход шел саман и дикий камень. Естественно, цемента не хватало, и жилище укрепляли очень толстыми слоями глины. Именно эти слои и стали для многих могилой.

Основной удар в Ашхабаде пришелся на здания, построеные во время войны
Основной удар в Ашхабаде пришелся на здания, построенные во время войны

Тех же, кому удавалось выбраться из-под завалов, ждала новая напасть. Стихийные застройки ставились хаотично, и выбраться из этого лабиринта, чтобы получить медицинскую помощь или хотя бы погреться у костра, было очень непросто.

После землетрясения в Алматы многие жители многоэтажек захотели перебраться в частный сектор. Их желание понятно, но каждый, кто бродил по окраинам южной столицы, знает, что там немудрено заблудиться даже днем и навигатор не поможет. Как возводят там коттеджи, порой неизвестно и самим хозяевам, так что велик риск в случае ЧП просто не выбраться из этих лабиринтов, или рухнувший кирпичный забор перекроет подъездные пути для скорой и пожарных.

Кофе с книгой на руинах

Ликвидация последствий ашхабадского землетрясения была осложнена тем, что в стране не хватало ни техники, ни свободных рук. Большинство строительных бригад трудилось на восстановлении городов, пострадавших от фашистских бомбежек.

Тем не менее после этой трагедии был разработан более детальный план спасательных работ. К его созданию привлекали не только сейсмологов, но и медиков, спасателей, военных.

Землетрясение в Ташкенте стало первой катастрофой в СССР которую не стали замалчивать, а наоборот- посвещали ей спецвыпуски новостей
Землетрясение в Ташкенте стало первой катастрофой в СССР, которую не стали замалчивать, а, наоборот - посвящали ей спецвыпуски новостей

Результат этого титанического труда стал заметен всего через 18 лет, во время землетрясения в Ташкенте. Ликвидация последствий подземных толчков 26 апреля 1966 года тут же вошла в пособия спасателей всего мира, практически как эталон действий в случае подобных ЧП. Ведь тут был использован колоссальный опыт, полученный во время Великой Отечественной. Специалисты предельно четко прописали каждый нюанс алгоритма по спасению. В результате поставки продуктов, теплой одежды и медикаментов были налажены идеально, а оставшихся без крова в кратчайшие сроки расселили в палатках. Более того, в Ташкенте не было перебоев с водоснабжением, электричеством и телефонной связью. Военные хорошо знали, что при разрушении городов отсутствие связи, воды и электричества может убить больше людей, чем рухнувшая кровля. Связь нужна для четкой организации логистики, электричество - для обогрева и медицинского оборудования, а нехватка воды нередко провоцировала эпидемии.

Ташкентская трагедия унесла 8 жизней. Это страшно, но без хорошо организованных спасательных работ смертей в городе-миллионнике могло быть в разы больше.

К сожалению, ещё через 20 лет эти правила, написанные кровью, забылись. Инструктаж спасатели, врачи, милиция и военные проходили, но только формально. В 1988 году это обернулось страшной трагедий.

Накануне землетрясения в армянском Спитаке чиновников больше волновал вопрос «Чей Карабах?»  Из-за этого отношения с соседями стали, мягко говоря, напряженными, что привело к нарушению прежних логистических путей. Сотни зданий давно уже были признаны аварийными, но перестроечный воздух свободы делал эту проблему второстепенной. Кроме того, потом выяснилось, что и новостройки возводились с грубыми нарушениями. Сейсмоустойчивыми они были только на бумаге. Бригады шабашников возводили их как попало, стройматериалы разворовывались, или их просто не хватало в период острого дефицита. Известен случай, когда в одной  разрушенной пятиэтажке вместо двухметрового слоя бетона обнаружили строительный мусор.

В Спитаке подземных толчков не выдержали даже здания, которые проектировались с избыточным запасом прочности. Следствие показало, что причиной тому стала хплатность строителей и кражи цемента
В Спитаке подземных толчков не выдержали даже здания, которые проектировались с избыточным запасом прочности. Следствие показало, что причиной тому стала халатность строителей и кражи цемента

Во время спасательных работ выяснилось, что действия врачей, солдат, милиции и ЧСников были  абсолютно не  согласованы. Люди на месте трагедии спорили, кому сейчас нужнее кран или грузовик. Попытки Москвы координировать работы только усугубили ситуацию. Центр не мог организовать даже элементарную поставку гуманитарной помощи. Известен случай, когда спецборт привез пострадавшим утюги, кофеварки, книги и летние сарафаны (в начале декабря). А в это время своей очереди на посадку ждали самолеты с медикаментами и продуктами.

Землетрясение унесло 25 тысяч жизней, а еще 140 тысяч человек остались калеками.

В Алматы несогласованность на случай ЧС проявила себя не так масштабно. Горожане либо не получили СМС о землетрясении, либо получили его гораздо позже. Но это уже тревожный звоночек, на который надо обратить внимание.

В век высоких технологий нельзя недооценивать такой фактор, как мессенджеры и социальные сети. Во время землетрясения в Алматы, многие жители южной столицы получили пугающие рассылки от тех, «кто знает правду». Когда авторов сообщений нашли полицейские, сплетники искренне недоумевали: ну написали свое мнение, штрафовать-то за что?

Страшный опыт Гаити 2010 года наглядно показывает, чем могут обернуться «невинные» сплетни.

Пока спасатели со всего мира боролись за жизни людей, местные банды восприняли катастрофу, как прекрасный способ поживиться. Интернет тогда был ещё не так развит, тем более в небогатом Гаити, но люди там привыкли узнавать «честные » новости по пиратским радиостанциям. Тут-то и понеслось. Владельцы пиратских радиостанций после подкупа или угроз членов банды, выдавали в эфир сообщения одно страшнее другого.

Провокационные слухи в Гаити дали полную своюоду мародерам
Провокационные слухи в Гаити дали полную свободу мародерам

Например, что ни коем случае нельзя брать гуманитарную помощь у американцев, потому что продукты там отравлены, или катастрофа была вызвана искусственно, сейсмическим оружием, и точно известно, когда произойдет следующий толчок. Это «новости» вызывали панику среди населения. Кто-то пытался покинуть город, который «собирались разрушить» американцы, тем самым создавая пробки на дорогах, кто-то отправлялся громить лагеря спасателей, где давали «отравленную гуманитарку». Из-за этого на армию и полицию возникала дополнительная нагрузка, и у силовиков уже не было ресурсов охранять банки, магазины и просто виллы состоятельных граждан. Через некоторое время даже продукты и чистая вода стали драгоценностью, за которые несчастные люди отдавали последнее, тем самым еще больше обогащая бандитов.

Так что лучше всего десять раз подумать, прежде чем пересылать очередное сообщение, пусть оно и кажется вполне правдивым.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи