Опубликовано: 130

Государство и религия: светская и несветская модели отношений

Государство и религия: светская и несветская модели отношений Фото - от пользователя rawpixel.com на Freepik

Роль религии как социального феномена невозможно оценить однозначно. Религиозность может быть фактором укрепления духовности и проявления жестокости, стимулировать сплочение и интеграцию единоверцев, и разобщение представителей различных конфессий. Усилить позитивный потенциал значимости религии в обществе и смягчить ее негативные аспекты исторически был призван принцип светского государства, в соответствии с которым религия и свобода совести

не могут быть запрещены, но при этом религия не должна быть элементом политического курса государства, оставаясь вопросом свободного личного выбора каждого гражданина.

Вообще исследователи выделяют 4 формы конфессиональных отношений государства: атеистическое, светское, теократическое и клерикальное:

  • Атеистическое – это когда атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих (СССР).
  • Вторая форма – теократическое государство, которое прямо противоположно атеистическому. Здесь есть одна официальная государственная религия (Ватикан, Иран, Саудовская Аравия).
  • Третья категория – клерикальное государство, в них тоже есть государственная религия, при этом существующие остальные религии не ущемляются (Великобритания).
  • И есть светские государства, где религия не оказывает влияния на политику и социальное положение человека.

Светское государство при реализации своих задач, как правило, сталкивается с немалыми трудностями, основные из них можно представить следующим образом: поставленные задачи должны быть реализованы так, чтобы в процессе их выполнения в политике государства не произошло крена ни в сторону атеизма, ни в сторону клерикализма. Дело в том, что до сих пор встречается восприятие светского государства как государства атеистического.

Как-то забывается, что «светский» совершенно не означает «отвергающий религию». Светский – это, скорее, «понимающий»: государство, понимающее верующих и неверующих и создающее равнокомфортные условия для граждан любого вероисповедания, в том числе и придерживающихся атеистических взглядов.

Тем более, что отмеченные выше особенности светского государства изначально уже присущи казахстанскому обществу. Как отметил Касым-Жомарт Токаев в своей речи на XXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана:

«Такое тесное переплетение традиций, межэтническое и межконфессиональное согласие, толерантность к другим культурам – наше бесценное достояние, наш, как сейчас принято говорить, национальный бренд. Культурными и нравственными основами нашей единой нации также являются патриотизм, учтивость, гостеприимство, трудолюбие, почитание народных традиций и семейных устоев. И это, можно сказать, нравственный остов всего нашего общества. На этом зиждились многовековые представления нашего народа о внутреннем моральном стержне каждого человека.

Формула великого Абая гласит: «Ум, волю и сердце держи в равновесии, все это сделает тебя совершенным». Действительно, только люди, обладающие глубоким мировоззрением и высоким уровнем ответственности, смогут модернизировать общество и повести вперед нашу нацию, объединяющую представителей разных этносов и культур»

Светское государство и религиозные институты должны быть взаимно нейтральны, причем этот нейтралитет носит позитивный характер: государство идеологически нейтрально, ни одну из религий не считает государственной, не ведет атеистической пропаганды.

Теократическая модель государственно-конфессиональных отношений

Теократическая модель общественно-политического устройства суверенным обладателем власти предполагает верховное божество, делегирующее прерогативы правления на Земле особо предназначенным к тому лицам, которые удостаиваются прижизненно или посмертно титулом «бога», «сына бога», «божественного преемника». Следуя данной традиции, конституции Пакистана и Ирана в русле мусульманской концепции власти закрепили «вселенский» суверенитет за Аллахом, а за народом – «земной», неполный и производный от первого. Он передается государству, представленному единовластным правителем. Хотя Основной закон таких стран, как Тунис, Марокко, Египет, провозглашает народный суверенитет и разделение властей, использование в качестве главных жизненных принципов (в том числе в политике) догм ислама, не знающих народовластия и парламентского представительства, превращает эти статьи в фикцию.

В большинстве государств мусульманского региона действуют органы, только внешне напоминающие парламенты. Согласно исламскому правилу аш-шура (совещательности) их функция – давать консультации главе государства. А в Омане, Саудовской Аравии представительная власть вообще отсутствует.

Из теории божественного суверенитета, противоположной идее национальной независимости и народному правлению, логически следуют примат государства перед обществом, авторитарность политического режима, этатизм, отчуждение власти от народа, низведение индивида до положения пассивного объекта господства. Концепция вселенского государства верующих без национальных границ, реализующаяся в практике современных политических режимов, провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, а также военные интервенции и террористические акты в отношении независимых субъектов международной политики.

Теократическая государственность соседствует с правовым нигилизмом. Публичная администрация связана не столько правом, сколько религией. Священный правитель в теократическом государстве превыше законов, так как он и есть олицетворение права и божественной справедливости, «живой» источник провиденциальной воли.

Регламентация социальной жизни не правовыми средствами, а религиозными предписаниями и в настоящее время присуща некоторым мусульманским странам. Например, Оман, Ливия, Саудовская Аравия обходятся без конституции. Ее роль выполняет Коран. Во многих исламских государствах, имеющих Основной закон, высшая юридическая сила признается тем не менее за Священной книгой, а шариат становится главным источником законодательства.

К важным признакам теократического государства следует отнести религиозную идеологию. Она буквально пронизывает всю иерархию управленческих отношений, проникая во все поры бытия. Общеобязательность духовных правил способствует превращению религии в мощную систему социально-нормативного регулирования. Религиозная идеология, институционально оформляясь в самом государстве, вытесняет политику, подчиняет ее себе. Исполнение религиозных императивов провозглашается гражданской добродетелью, неповиновение властям рассматривается как религиозное ослушание, а нарушение священных правил – как преступление.

Сегодня подобная ситуация сложилась в государствах, где основным источником права является шариат. Так, законодательство Сирии, Кувейта, Египта и некоторых других стран установило ислам в качестве государственной религии. В Алжире и Египте условием легализации партии считается утверждение последней исламских ценностей. А в Иордании, Бутане, Непале, ОАЭ и в Саудовской Аравии создание партий категорически запрещено.

В соответствии с религиозной догматикой государство запрещает менять вероисповедание (Ливан, Непал), женщинам участвовать в управлении делами государства (Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Иран), возлагает обязанность защищать религию (Йемен), платить традиционный мусульманский налог – закят (Саудовская Аравия, Пакистан).

По своей природе теократия, предполагающая подчинение всех сфер жизнедеятельности религиозному началу, принципиально расходится с идеалами свободы выбора, правами человека. Она способна обеспечить определенный социальный статус индивидов, стабильность общественных процессов и преемственность институтов власти, но подавляет инакомыслие, свободу совести, свободу слова и т. д.

Светская модель государственно-конфессиональных отношений

Многообразие современных светских государств определяется различиями в содержании и понимании светскости самого государства, обусловленными особенностями, прежде всего, правового, социально-политического и культурного развития конкретных государств. Существующие сегодня в мире разнообразные виды светских государств являются результатом длительных и сложных социальных процессов, на которые оказывали и продолжают оказывать значительное влияние конкретные исторические, культурные, социально-политические и иные особенности развития каждого общества. А в последние десятилетия к ним добавились международные процессы глобального характера, которые могут иметь различное влияние на внутригосударственные процессы.

Так, светскость является одним из основополагающих конституционных принципов государственности Казахстана. В частности, статья 1 Конституции Республики Казахстан устанавливает: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Казахстан – светское государство, это означает, что институт государства отделен от института религии, институт религии отделен от института государства; государство не вмешивается в дела религии за исключением случаев, когда религиозная организация или отдельные ее представители нарушают закон. В РК запрещено создание политических партий на религиозной основе, и в целом законотворчество нашей страны не строится на каких-либо священных текстах: ни на Коране, ни на Библии, ни на Бхагавад-гите, ни на какой-либо другой священной книге.

То есть светскость означает, что между государством и религиями установлены особые отношения, при которых ни одна религия не может быть признана государственной или обязательной, а государственная политика строится не на установках какого-либо вероучения, а исходя из конкретных интересов обеспечения жизнедеятельности и безопасности граждан, общества и государства в целом. При этом представители конфессий в лице религиозных объединений не выполняют функции государственных органов, особенно контрольных, надзорных, политических, и не вмешиваются в их деятельность. Они не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политикой.

Государство по отношению к религиям и их представителям также берет на себя ряд ограничений. В частности, не вмешивается во внутренние дела религиозных объединений, если в этой деятельности не усматривается нарушение законодательства. Государство не вмешивается в определение гражданами своего отношения к религии. Никто не может подвергаться дискриминации по религиозному признаку. Каждый вправе определять для себя ту веру, которую считает приемлемой или необходимой. Ни под каким предлогом и ни в какой форме не допускается принуждение к исповедованию той или иной религии.

Случается, что некоторые представители отдельных религий проявляют негативное отношение к светской культуре, образованию, искусству и другим нерелигиозным составляющим культуры вообще, хотя отказ от данных институтов светского общества фактически означал бы отказ от многих направлений высшего образования, профессионального и творческого роста и много другого, без чего немыслим инновационный путь развития нашей республики.

Весьма важно, что с помощью норм религиозного права, морали и догм могут регулироваться как отдельные поведения верующих, так и целые процессы в обществе. Иногда этой функцией религии пользуются субъекты радикальной, экстремистской и иной деструктивной деятельности, легитимируя антиобщественное поведение, якобы в интересах определенной религии, ее догматики. Религия во многом субъективна, что дает возможность для манипулирования общественным сознанием, поэтому деструктивные лидеры, по-своему трактуя религиозные положения, способствуют по меньшей мере дезинтеграции людей, а иногда – межконфессиональной вражде и розни.

Перед нашим государством в настоящее время стоит комплексная задача проведения такой политики, чтобы граждане, будь то мусульмане, христиане или атеисты, могли беспрепятственно реализовать право свободы совести и вероисповедания, не нарушая при этом прав других. Учитывая факт существования поликонфессиональности в стране, а также преобладающую долю приверженцев одной традиционной конфессии, принципы и функции светского государства должны реализовываться полноценно, не давая поводов для усмотрения в государственной политике каких-либо преимуществ и привилегий в отношении какой-либо конфессии или ущемления прав таковой.

Таким образом, можно сделать некоторые обобщающие выводы. Светское государство на сегодня остается логичным вариантом развития демократического современного поликонфессионального государства, в котором соблюдаются права человека на свободу совести и вероисповедания не только на бумаге, но и в реальной жизни. При этом религиозные объединения не вмешиваются в государственное управление, в политическую жизнь страны, однако и их деятельность подчинена закону. Граждане светского государства вправе быть приверженцами любой конфессии или вообще не исповедовать никакой религии. Система образования в таком государстве остается светской, это касается как преподавания различных дисциплин, так и внешнего вида учащихся и учителей.

В современном быстроменяющемся мире, охваченном различными процессами глобализации и регионализации, светское государство есть не дань моде, а обязательное условие комфортного существования поликонфессионального общества и плодотворного сотрудничества государства и религиозных объединений, преследующих одну общую цель – создание лучших условий жизни своим гражданам, а также поддержания достойного, высокого (социально и нравственно) уровня жизни.

Алмас Аубекеров

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи