... Новости Аналитика В мире Общество Подкасты Криминал Спорт Культура Қаз
Главная | Новости

Будут ли судить руководителей и сотрудников ДКНБ, которые оставили свои посты во время январских беспорядков - адвокат

31.01.2022

По мнению адвокатов, покинувшие рабочие места сотрудники КНБ могут понести уголовную ответственность. Адвокаты также предположили, что может грозить им согласно закону.

11 января 2022 года президент Касым-Жомарт Токаев, выступая в парламенте, заявил: «Не все проявили верность своему долгу. В ряде городов руководители департаментов Комитета национальной безопасности, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, покинули служебное здание, оставив там оружие и секретную документацию», - передает Caravan.kz.

В интервью KazTAG адвокат Айман Умарова заявила: «Сотрудников, покинувших здание департамента Комитета национальной безопасности (ДКНБ) Алматы во время январских событий, нужно привлечь к ответственности».

Также адвокат Айман Умарова считает, что следствие должно тщательно проводиться совместно с несколькими службами.

«Я требую, чтобы ДКНБ Алматы и те сотрудники департамента, которые покинули здание и фактически сдали оружие, были привлечены к уголовной ответственности, а следствие по такой категории дел должна вести следственно-оперативная группа, антикоррупционная служба и МВД без влияния извне. И даже не прокуратура», - заявила Айман Умарова.

Ее мнение в части того, что разбирательство необходимо, также разделяют ее коллеги из Алматинской городской коллегии адвокатов. Так, адвокат Джохар Утебеков говорит:

 "Я вижу тут признаки статьи "халатность" — это ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, ст. 371 УК РК. В случае с сотрудниками ДКНБ, оставившими свои рабочие места, то тут надо разобраться, была ли то халатность, или же они намеренно это сделали с целью поддержки погромщиков, назовем их так. В этом случае тут могут быть другие статьи УК РК применены: от 370 – "Бездействие по службе" до 361 – «Злоупотребление должностными полномочиями» или 362 - «Превышение должностных полномочий». Например, Кариму Масимову и некоторым его непосредственным подчиненным вменяется, по сообщениям самого КНБ, статья о превышении должностных полномочий - ст. 362 УК РК. Если речь не идет о намеренной помощи бандитам, а только о трусости, то тут, конечно, я думаю, халатность – ст. 371. ч. 2 УК РК. То, что оружие могло достаться бандитам в некоторых департаментах, - это тяжкие последствия, но это, конечно, будет все выясняться следствием. Разумеется, я думаю, виновные будут наказаны в соответствии с законом.

Что касается моего личного отношения к проблеме, моей гражданской позиции, то я могу сказать, что выступаю за коренную реформу органов национальной безопасности. Я считаю, что нужно кадры чистить тотально. Кроме того, необходимо сократить полномочия, те, которые не присущи спецслужбам развитых стран. Необходимо убрать из их компетенции экономическую безопасность, полномочия следствия, пограничную службу – она ведь сугубо армейская структура. То есть сократить функционал КНБ до непосредственно разведки, контрразведки, антитеррористическая деятельность, то есть – до его исконного предназначения, как и в других странах мира. А экономической безопасностью, наркобизнесом, следствием пусть занимаются соответствующие службы, а не разведка. Иначе получается это уже за гранью добра и зла. Полицейские и военные функции от них надо отчуждать",  - поделился в завершение своим мнением Джохар Утебеков.

Адвокат Жангельды Сулейманов также ознакомил читателей со своим видением обсуждаемой темы. Генерал Асыл-Кеней: В МВД, КНБ и прокуратуру проникло немало необразованных и неподготовленных сотрудников

"Те события, которые произошли у нас в начале января, беспрецедентны для нашей страны. Что касается оставления сотрудниками ДКНБ своих постов или рабочих мест, то я считаю, что наш Уголовный кодекс даже не предусматривает в полной мере такие ситуации. УК РК предусматривает дезертирство – оставление части, но надо понимать, что это только во время военных событий и только военнослужащими. Еще есть ряд именно воинских преступлений, таких как сдача оружия, сдача в плен – это есть. Но эти все статьи не могут применяться к сотрудникам КНБ, они не военные. Я могу сказать, как адвокат: допустим, арсенал перешел в руки погромщиков. В таком случае наш УК РК, безусловно, предусматривает уголовную ответственность. Я вижу признаки статьи 290 УК РК – «Ненадлежащее исполнение обязанностей по хранению оружия и боеприпасов». Эта статья применима, но применять ее следует к тем сотрудникам, которые непосредственно за это отвечали на тот момент – момент, когда оружие было утрачено. Ведь был начальник арсенала, у него были ключи, возможно, их непосредственные начальники также несут ответственность. То есть санкции статей для тех, кто нес за оружие ответственность, предусматривают лишение свободы до 5 лет. Но оговорюсь, что обстоятельства и внутренние служебные инструкции имеют немаловажную роль. К примеру, если была реальная угроза жизни, например, пожар, задымление, мы не можем точно сказать, какие внутренние секретные инструкции начинают работать в такие моменты, как нападение, пожар, и т.д. КНБ, разумеется, имеет такие внутренние секретные инструкции. Я думаю, что, разъяснять, что такое секретность, никому не надо. Опять же если от руководства непосредственно поступил приказ оставить помещение, бросить все, то сотрудники не могли его не выполнить, ведь невыполнение приказа - тоже преступление. Это все-таки не гражданская госслужба.

Возможно оставление арсенала и рабочих мест подпадет под ст. 370 УК РК «Бездействие по службе» - до трех лет лишения свободы. То есть, если вместо того что быохранять здание, отбиваться от нападавших всеми средствами, сотрудники просто сбежали. Уверен, что в любом случае будут установлены все обстоятельства, все виновные в этом лица.

Все это сейчас, я думаю, уже расследуется. Думаю, следствие уже идет по таким фактам. Вероятно, уже под эгидой генеральной прокуратуры собрана межведомственная следственная оперативная группа, в нее могут входить представители прокуратуры, МВД, может, и других следственных органов. В ходе следствия будут разбирать все события поминутно и устанавливаться все последствия.

По моему мнению, чтобы ничего подобного вроде произошедших событий не происходил,о считаю, что КНБ должны производить больше специальных учений в поле и подкорректировать порядок действий во время ЧП. И разработать ряд мер, чтобы предотвратить саму возможность захвата оружия посторонними лицами", – сказал в завершении Жангельды Сулейманов.

Таким образом, получается, что нарушение закона имеет место, но степень его тяжести предстоит установить органам следствия.