Опубликовано: 3200

Зачем Казахстану нужны свои герои

Зачем Казахстану нужны свои герои

Первая же лавка, в которую я попал на одном из рынков Шанхая, была посудной. Зашел – и оказался в царстве, разделенном на два мира – из желто-коричневой глины и белого фаянса. Чайниками, тарелками из глины никого в Казахстане уже не удивишь: великий сосед работает. А вот посуды с портретами Мао Цзэдуна в Алматы нет. Поэтому на память о поездке взял кружку с Великим кормчим на борту.

Мао окружает китайцев повсюду. Во-первых, он изображен на всех юанях. Поэтому забавно видеть груды бумажных денег, пожертвованные посетителями, на каменных саркофагах и тронах императоров. На этих купюрах изображен пламенный революционер, который мечтал избавить Китай от них!

Во-вторых, сам кормчий удостоен почти императорских почестей. Его портрет висит на воротах главного символа Пекина – Запретного города, бывшей резиденции императора Поднебесной.

А в провинции Хунань, где он родился, в буддийских и даосских храмах можно увидеть статую Мао, покрытую желтой тканью – атрибутом императора и Будды.

Перед изваяниями коммуниста воскуривают благовония, кладут фрукты и бумажные деньги. Точно так же почитают здесь духов предков.

В-третьих, его труды продолжают изучать в школах и институтах. Цитатник Мао до сих пор самая популярная книга. Сейчас она, правда, перекочевала в Интернет. Но почти у каждого на телефон скачано приложение со строками из красной книжки.

Это странно, так как с именем Мао связаны две крупнейшие катастрофы красного Китая: "большой скачок" и "культурная революция".

Если СССР стремился догнать и перегнать США, то Великий кормчий призвал догнать Британию. Но планы оказались прожектерством. Результатом "большого скачка" стал "большой китайский голод" 1959–1961 годов. Из-за недоедания погибло более 30 миллионов человек. Это больше, чем страна потеряла во время оккупации Японией во Второй мировой войне. Большой брат по-китайски: как полностью контролировать жизнь человека через технологии Big Data

"Культурная революция" была спланирована более четко.

Сначала председатель КПК провозгласил кампанию по усилению гласности и критики под лозунгом “Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ”. Затем репрессировал расслабившуюся партийную оппозицию.

Именно тогда развернулось движение хунвейбинов, проходили массовые казни. Более 5 миллионов членов партии были репрессированы.

Уничтожено или повреждено множество культурных памятников. Сами китайцы оценивают "культурную революцию" как 10-летнее великое бедствие, которое нанесло серьезный ущерб развитию Китая.

Но… Сегодня никто из руководства КНР не смеет сбрасывать фигуру Мао с пьедестала истории. Официальная позиция Компартии гибка: 30 процентов действий Мао – ошибки, 70 процентов – побед.

Да, его осуждают за ошибки. Не одобряют культ личности. При этом более 85 процентов жителей Китая считают, что заслуги основателя страны перед родиной превосходят по своему значению допущенные им ошибки. Такие данные были получены в ходе опроса в 2013 году, посвященного 120-й годовщине со дня рождения Великого кормчего.

Главное достижение Мао Цзэдуна – то, что он стал во главе народной революции, которая привела к созданию независимого государства. Второе по важности – реализованная им концепция справедливости.

Очень многие вспоминают времена Мао с ностальгией, хотя жизнь тогда и была более бедной. Тем не менее, по их словам, социальное расслоение и разница между доходами не были такими вопиюще большими, как сегодня. Другие заслуги главы Компартии – создание атомного и термоядерного оружия, уравнивание прав мужчин и женщин, открытие Китая миру и установление нормальных отношений с капиталистическими странами.

Если начать ревизию истории, то окажется, что слишком много людей имеют зуб и на Компартию, и на ее руководителя. И неизвестно, какие силы проснутся в миллиардной стране. Лучше этого избежать, а споры решать прагматично, за пределами политики и идеологии. Например, в экономике.

Мао перевернулся бы в гробу, узнав, какие реформы проводит Китай сегодня. Он почти наверняка бы расстрелял половину руководства страны за отход от марксизма-ленинизма. А бизнесменов отправил бы в трудовые лагеря на перевоспитание.

Тем не менее эти же бизнесмены превратили портрет добродушного старичка в бренд № 1 Китая. Его печатают на миллионах кружек, футболок, брелоков, ручек, значков, знамен и просто плакатов. Все это тоннами вывозят в Европу, Азию и Америку. Будто это все на месте нельзя изготовить.

Образ Великого кормчего оказался востребован и на государственном уровне. Экспансия Китая идет под светом маленькой красной книжки. Во многих развивающихся странах, особенно в Латинской Америке и Африке, сторонники левых идей вполне могут создать небольшую революцию. Особенно при поддержке Пекина. “Красный” фактор оказался прекрасным стимулятором для проникновения китайского капитала в третий мир…

Какой образ может предложить миру Казахстан? Не важно, это может быть человек, природное или культурное явление.

Из тех, что реально продаются – яблоки, кони, кумыс, штаны (изобретенные у нас), юрта, Великая степь. Но лучше всего продается Борат. С последним наш образ поэксплуатировали, выжали из него соки и выплюнули. С него мы не получили ни копейки. ТОП-7 главных изобретений кочевников

А что еще? Есть ли у нас герои? Есть, но с нашим идеологическим метанием образы этих героев мутнеют и смываются в сознании.

Например, Чокан Валиханов. Герой? Конечно! Но рядом возникает его антипод – Амангельды Иманов. Один жизнь отдал во славу империи, второй стал героем противостояния с ней. В таком же ряду стоят Момышулы и Мустафа Чокай. Перечислять можно долго, и это будет нелицеприятно. Из образа героя можно и нужно извлекать выгоду. И экономическую. Но для этого нужны последовательность и настойчивость. Чего у нас пока нет.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи