Опубликовано: 1 2300

Учите матчасть: в чем заключается катастрофическое отставание Казахстана от Японии

Учите матчасть: в чем заключается катастрофическое отставание Казахстана от Японии

1946 год. Только закончилась Вторая мировая война. Япония, как и Европа, разрушена. Производство стоит. Но оккупационные власти – армия США – хотят сделать из Японии плацдарм, откуда они могли бы контролировать Тихий океан. Для этого страну нужно восстанавливать. Просто давать кредиты на развитие? Слишком долго.

У Японии тогда была репутация производителя дешевых подделок мировых марок –  от одежды до самолетов. И серьезные вещи, мол, азиаты делать не могли.

Американцы тогда на полном серьезе считали, что японские автомобили делали из картона.

С такой репутацией экспортировать товары нельзя. И экономика островного государства будет развиваться медленно. Нужно найти решение, чтобы и денег потратить немного, и восстановление было быстрым. Такое решение было найдено. В Токио отправили чиновника Бюро переписи населения США – профессора Эдварда Деминга (на фото).

В своей первой лекции для руководителей крупнейших предприятий профессор раскрыл главную военную тайну Америки. Он показал, как можно использовать статистику для повышения качества продукции. Любой, не важно какой. Это может быть вода из крана, танки или лекарства. Все, что производится массово, может быть посчитано и обмерено. А значит, и улучшено. Для этого надо принять определенные принципы управления предприятием. Ключ в том, чтобы практиковать непрерывное совершенствование и представлять производство как систему, а не как фрагменты. Позже этот подход стал известен как “цикл Деминга”. Он также призывал высшее руководство участвовать в программах компаний по улучшению качества.

Новые идеи настолько захватили умы промышленников, что Деминг читал свои лекции непрерывно до конца 1950-х годов. Его идеи развивались уже на уровне инженеров и рабочих. На заводах стали создаваться “кружки качества”. Что-то подобное было и у нас, но не в таком тотальном варианте. Качество японских изделий подскочило. Штаты открыли для союзника свои рынки. И товары потекли в Америку и Европу.

Работа Деминга стала базой для японского экономического чуда: с середины 1950-х до нефтяного кризиса 1973 года экономика Японии росла по 10 процентов в год. В 1968 году эта страна стала второй экономикой мира, уступив Китаю только в 2010 году.

Д-р Деминг читает лекцию в Осака, Япония, 19 ноября 1951 года

В 1951 году в Японии учреждена премия имени этого американца. Ее присуждают компаниям за успехи в области внедрения новых методов управления качеством. Сегодня Деминга за его вклад в японское качество считают национальным героем Японии. В 1960 году император наградил его орденом Священного сокровища – наиболее почетной для иностранцев японской императорской наградой.

В сжатом виде его подход известен как 14 принципов Деминга. Они легли в основу систем управления качеством “Тойоты”: кайдзен, защита от дурака, шесть сигм, гемба, пять почему, точно в срок...

Все это модные слова, которые используют директора компаний, топ-менеджеры, банкиры. А главное, наши чиновники. Качество государственных услуг в Казахстане объявлено идолом. Любая госуслуга – это товар, который можно посчитать. А значит, и измерить. Используя эти наработки, у нас тоже пытаются построить экономику, работающую на качество. Как бы это правильно. Но те принципы были созданы в условиях, в которых находились в свое время Штаты и Япония. Постепенно развиваясь, они создали эти системы контроля качества. Мы же просто переносим все на нашу почву, отбрасывая основы. Те же 14 принципов. А там кладезь мудрости.

“Не покупай самое дешевое. Минимизируй общие затраты” – вся наша система госзакупа поступает ровно наоборот. “Покончите с зависимостью от массового контроля, встройте качество в продукцию” – в любом госоргане работу подчиненных начальники контролируют тотально, не доверяя никому. Одно из следствий – чиновники сидят на местах допоздна. А вдруг придет бастык? “Изгоняйте страхи, чтобы все могли эффективно работать” – страх подчиненного – главный стимул его работы. “Поощряйте стремление к образованию и совершенствованию”. Еще чего! Мы его научим, а он уйдет к другим? В итоге министры и директора компаний говорят вроде умные слова, а все вокруг остается прежним.

Загрузка...

КОММЕНТАРИИ