Опубликовано: 2100

Сладкое слово “амнистия”

Сладкое слово “амнистия”

Порядка 1 500 человек выйдут на свободу в результате амнистии, приуроченной к 25-летию независимости. Всех их государство должно не просто освободить, но помочь “вписаться” в общество.

Несмотря на многочисленные заявления руководства МВД и Генпрокуратуры полугодовой и более давности, в Казахстане будет еще одна амнистия. Соответствующее предложение внес глава государства. Парламентарии на неделе соответствующий законопроект одобрили.

Но у нынешней амнистии есть существенное отличие от предыдущих. Она направлена не на сокращение тюремного населения, а является актом милосердия. На неделе генеральный прокурор Жакип АСАНОВ рассказал о том, кто же подпадает под нее.

– Амнистия распространится на четыре группы. Первая группа – те, кто выйдет из колонии, их 1 500 человек. Больше не будет. Они осужденные за нетяжкие преступления. Среди них есть и социально уязвимые, но эти 1 500 полную свободу не получат – 80 процентам из них назначат другое наказание, не связанное с лишением свободы, и они будут под постоянным контролем служб пробации. Вторая группа – это 11 000 человек. Это те люди, которые отбывают наказание, не находясь в колонии. Это ограничение свободы, исправительные работы, штрафы, то есть они сегодня фактически находятся дома, и мы их предлагаем освободить от этого наказания. Третья группа – это те, кто осужден за тяжкие и особо тяжкие преступления. Им мы предлагаем только одно – сократить неотбытый срок либо наполовину, либо на четверть, либо на 1/5 часть. Если социально уязвимый и его преступление тяжкое, то наполовину, если особо тяжкое, то на 1/5 часть. Если же кто-то отбывает тяжкое деяние, но ущерб погасил, то его неотбытый срок предлагаем сократить на 1/4. Хочу привести пример, вот кому-то дали 10 лет, он отсидел 2 года, осталось 8, ущерб погасил. Так вот из этих 8 лет, если применят амнистию, если на него распространяется амнистия, а там очень много оговорок, то из этих 8 лет ему сократят 2, и ему остается отсидеть дальше 6 лет. Примерно такая формула, – рассказал об уже осужденных, подпадающих под амнистию генеральный прокурор.

Наполовину будет сокращен срок социально-уязвимым категориям. Сюда относятся несовершеннолетние, беременные , женщины, имеющие несмовершеннолетних детей или детей-инвалидов, а так же мужчины, являющиеся единственным родителем несовершеннолетних детей, инвалидов I, II и III группы. В эту же группу входят женщины в вохрасте 50 лет и старше, участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, вдовы военнослужащих, погибших при исполнении воинского и интернационального долга, а также женщины, имеющие мужей – инвалидов войны и приравненных к ним лиц.

Четвертая категория амнистируемых – это те, кто сейчас находится под следствием, либо их дело уже в суде. Но и тут есть оговорки: под амнистию подпадут лишь те, чье деяние является уголовным проступком либо преступлением небольшой тяжести. Причем человек должен понимать, что амнистия – это прощение, а не оправдание. Соглашаясь на амнистию, он признает свою вину. По этой категории Генпрокуратура предполагает амнистировать 2 300 человек.

То есть в отношении них дела будут прекращены. Естественно, если на это они сами дадут согласие, потому что дело прекращается по нереабилитирующим основаниям. Плюс к ним еще есть социально уязвимые, которые совершили преступления небольшой тяжести.

Вместе с тем первый заместитель генпрокурора РК Иоган МЕРКЕЛЬ сообщил, что список преступлений, которые не подпадают под амнистию, планируется расширить. Сейчас в этом списке преступления против половой неприкосновенности в отношении несовершеннолетних, терроризм, экстремизм, пытки. Также не могут рассчитывать на амнистию приговоренные к пожизненному лишению свободы и рецидивисты.

– Мы дополнили и предлагаем не применять амнистию к лицам, представляющим потенциальную угрозу для нас всех – это лица, совершившие убийства, насильственные преступления, совершившие преступления в составе преступных групп, – сказал он.

Кроме того, предлагается не применять амнистию за преступления, совершенные по неосторожности, жертвами которых стали двое и более человек. В частности, речь идет о виновниках ДТП со смертельным исходом.

Казахстанский юрист Сергей УТКИН считает, что амнистия для страны, где оправдательных приговоров выносится всего 1 процент от всех рассматриваемых в суде дел, необходимость. Вместе с тем он обращает внимание: амнистированных мало выпустить, надо еще и помочь вернуться к нормальной жизни.

– Есть программы реабилитации и пробации, в которых все четко прописано, но проблема в том, что на практике они могут не исполняться. В этой связи я считаю, что если человек, выйдя на свободу, не сможет устроиться на работу, не получит какой-то психологической помощи и в результате этого вновь пойдет на преступление, то вместе с ним перед судом должны предстать и чиновники, которые обязаны были обеспечить реабилитацию, – считает правозащитник.

Причем эту ответственность надо оговорить отдельно и прописать в сопутствующих Закону “Об амнистии” нормативно-правовых актах. Только таким образом можно добиться того, чтобы население не боялось роста преступности после очередного отпущения грехов преступникам.

АСТАНА

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи