Опубликовано: 7500

Шутка солдата-срочника привела одного к инвалидности, а другого – к многомиллионной выплате

Шутка солдата-срочника привела одного к инвалидности, а другого – к многомиллионной выплате Фото - Тахир САСЫКОВ

Шесть миллионов тенге за моральный вред настаивали взыскать с виновника инцидента в солдатской казарме родственники пострадавшего.

И свободы его лишить надолго, чтобы другим военнослужащим неповадно было.

Однако не всё так просто было в этой безобидной, на первый взгляд, истории.

Ни с того ни с сего

ЧП произошло в воинской части № 78639 Сил воздушной обороны. По свидетельству очевидцев, ответственный по подразделению офицер рассадил своих подчиненных в комнате отдыха для просмотра телепередачи, а сам отлучился по каким-то неотложным делам.

Улучив момент, рядовой срочной службы Нуртулеу Б., сидевший за спиной своего сослуживца Еламана Н., вдруг ни с того ни с сего схватил его за шею, применив, как было подчеркнуто в ходе судебного разбирательства, удушающий прием.

Секунда, другая и… события в солдатской казарме стали разворачиваться по драматическому сценарию. Резко вскочив со своего места, рядовой Н. с силой перебросил сослуживца через себя, и тот, видимо, не ожидая такой мгновенной реакции и не успев хоть как-то сгруппироваться, ударился головой о бетонный пол.

– В результате падения Нуртулеу Б. потерял сознание, получив тяжелое сотрясение головного мозга, – комментирует представитель потерпевшего в суде юрист Гульнар Калиева. – Вот медицинское заключение. В нем указано, что солдат срочной службы получил “очаговую травму головного мозга, ушиб, подострую эпидуральную гематому лобно-височной доли головного мозга, линейный перелом лобной части справа, ушиб мягких тканей лобно-височной области головы”.

Серьезный диагноз

После того как находящиеся рядом военнослужащие привели пострадавшего в чувство и поставили его на ноги, они договорились между собой, что не станут докладывать командиру подразделения о том, что произошло в казарме.

Тем временем солдату с каждым часом становилось все хуже. Однако никто из младших командиров на его состояние здоровья не обращал абсолютно никакого внимания.

И только спустя несколько дней (!), когда головная боль стала нестерпимой, медики части наконец-то повезли его из поселка Жетиген в Алматы, чтобы сделать компьютерную томографию, а военные полицейские возбудили уголовное дело.

– После того как пострадавший вернулся в свое подразделение, начальник медчасти, увидев результаты компьютерной томографии, тут же позвонил в военный госпиталь Алматы, – рассказывает юрист Гульнар Калиева. – Но там, оказывается, свои правила – без МРТ никого не принимать. И тяжелобольного солдатика снова повезли из поселка мимо военного госпиталя в гражданскую больницу, где имелся аппарат МРТ. Драгоценное время для восстановления здоровья пострадавшего было потеряно.

Врач гражданской больницы связался с военным госпиталем и сказал, что “солдата нужно срочно оперировать”, что любое промедление смерти подобно.

На что военные врачи якобы отреагировали странно – посоветовали своим коллегам, чтобы те сами-де его и прооперировали.

Начальник военного госпиталя полковник Сарсенбаев, насколько мне известно, давным-давно уже уволен в запас из Вооруженных сил, но почему-то продолжает оставаться на этой должности, – возмущается Гульнар Калиева. – Он что, не захотел ответственность за солдата брать на себя? Должность боится потерять? У нас что, военный госпиталь не способен сам проводить операции по спасению военнослужащих?! Почему там нет соответствующего современного оборудования? Больным приходится обращаться в гражданские клиники, чтобы пройти МРТ. Как так?

“Как волки тамбовские там солдаты друг другу”

Семья Нуртулеу Б. многодетная. Родители солдата проживают в Шымкенте в съемном доме. Сейчас, по словам представителя Комитета солдатских матерей, они вынуждены оставить на время работу, чтобы ухаживать за сыном. Терпят нужду.

– Несчастного уже несколько раз оперировали, вставляя ему в череп какие-то пластинки, – продолжает Гульнар Калиева. – Он еще в реанимации, а после начнется долгий процесс реабилитации. Вдруг те пластины не приживутся? Один глаз перестал видеть. Вторая группа инвалидности теперь у него.

– Как волки тамбовские там солдаты друг другу, а не как боевые друзья, готовые прийти на помощь сослуживцу в любую минуту, – добавляет Гульнар Калиева. – Равнодушие и сплошная круговая порука. Разве так должно быть в современной армии?!

Когда верстался номер, военный суд Алматинского гарнизона под председательством Даниала Баймакулова приговорил подсудимого к 6 месяцам лишения свободы. Правда, условно.

Кроме того, в пользу пострадавшего Еламан Н. должен выплатить 600 тыс. тенге в качестве компенсации за моральный вред. Как пояснили в военном суде, такое наказание адекватно содеянному. Подсудимый нанес потерпевшему телесные повреждения не преднамеренно, а по неосторожности. И это не было связано с неуставными взаимоотношениями. Солдаты просто неосторожно пошутили в воскресный день. Заигрались в отсутствие командиров. И попали. Один на скамью подсудимых, другой – в реанимацию.

Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи