Опубликовано: 3100

Почему заявления Мухтара Тайжана о вреде трехъязычия - популизм

Почему заявления Мухтара Тайжана о вреде трехъязычия - популизм Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

У каждой правды два конца. И не факт, что они когда-нибудь сойдутся. Предложение министра образования Ерлана САГАДИЕВА обучать школьников сразу на трех языках – казахском, русском и английском – откомментировали в соцсетях на двух с половиной языках.

Самый яростный по температуре коммент был от общественного деятеля Мухтара ТАЙЖАНА. Через Facebook он обратился к премьер-министру Кариму МАСИМОВУ, обвинив его в развале отечественной экономики и убийстве казахского языка.

Смысл наезда: “80 процентов народа страны в долгах. На помощь так называемым госхолдингам ушло более 33 миллиардов долларов. Где отдача в бюджет?.. Где результат от госпрограмм, на которые были выделены десятки миллиардов долларов? Где 30 корпоративных лидеров? Где хлопковый кластер? Где планшеты, самолеты, спутники? Где питьевая вода в аулах?”.

Тут трудно спорить. Вопросы от кандидата экономических наук, похоже, по существу. Но дальше: “Сейчас ваше правительство вводит программу трехъязычия в школах, отказывается от изучения древней казахской истории в вузах. Все это вызывает негодование в народе. Может, пора делать правильные выводы, не доводя страну до новых стрессов?”.

Стоп! В каком учебнике истории не описана история становления Казахского государства? Можно согласиться с тем, что их переписывают чаще, чем меняются министры образования. Можно согласиться, что “сами по себе образовательные чиновники никогда не сформируют внятный заказ”. Можно согласиться с требованием г-на Тайжана, что “пока общество не озвучит конкретных требований к системе образования, реформы не прекратятся”.

Да, и где и в чем, кстати, проявилось негодование народа?

И что мешает Мухтару Болатхановичу озвучить свои позиции конкретно и по пунктам, чтобы возвысить себя в стане патриотов и публично унизить министра образования, а заодно и премьера? Есть конкретные предложения? Никто не спорит, что преподавание казахского, русского и английского языков повсеместно хромает на все три ноги. Конь о четырех и то спотыкается.

Но где реальные предложения? Где конкретные идеи, как пришпорить изучение казахского языка? Да и изучение других…

Нашел язык на камень

А их просто нет. Есть популистские лозунги в стиле российского клоуна Жириновского – типа есть могучая кучка чинобизнесменов, которым нужен адмресурс, “чтобы реформы продолжались, и бюджет на эти реформы беспрерывно рос. И еще хотят, чтобы вокруг этого ресурса постоянно возникали новые платные сервисы… А вот общество никакого желания не артикулирует. Чего мы хотим от образования – сами не знаем. Чтобы не так, как в совке. Высказываем много разных и взаимоисключающих хотелок… Чтобы вместо математики – как не лохануться в банке на процентах… Но при этом конкурировать на международном рынке труда”.

Имена-фамилии-явки-пароли виновных в угнетении нации и государственного языка национал-патриот не называет. Потому что огульно обвинять всегда проще, чем предлагать реальную программу действий. Цитирую: “Начинается новый эксперимент в системе образования. Самое печальное – эта реформа направлена на полное уничтожение государственного языка. А значит, и казахской нации”.

Тут не лингвист нужен. А, похоже, специальный доктор.

Кстати, лет пять назад г-ну Тайжану задали экономическо-культурологический вопрос по схожей теме: “Не слишком ли ваша позиция политизирована? Ведь масса стран объединяется в блоки, но далеко не каждый альянс несет в себе угрозу для национальной экономики и политики?”.

Ответ: “Как вы думаете, на каком языке будет документооборот в ТС, ЕЭП и Евразийском союзе? Какой язык безусловно доминирует на этой территории? Угадайте с одного раза. Мы за 20 лет в суверенных условиях не сделали казахский язык государственным де-факто, вы считаете, что в условиях интегрированной с Россией страны это осуществить будет легче? Никакая масса стран в мире сейчас не объединяется в блоки! Африканские, арабские, латинские организации – не ТС и тем более не ЕЭП. Все берегут свой экономический суверенитет именно для того, чтобы сберечь свою национальную идентичность. Реально действующий ТС, ЕЭП, валютный союз в мире один – европейский, и тот трещит по швам сейчас. Поймите правильно, я – за сотрудничество, партнерство, дружбу, но интеграция означает слияние в одно целое. В данном случае – со вчерашней метрополией. А когда одна из сливающихся сторон в 10 раз мельче другой, то понятно, каким будет общий организм…”.

Не забудь про сменку!

Если г-н Тайжан забыл, то напомню: все документы в Европейском союзе написаны на английском языке (с переводом на союзнические). В ЕАЭС – на русском, чтобы всем все понятно было. Должен же быть какой-то один язык, который объединяет экономические и политические союзы, который в школах изучают? Иначе Вавилон, коррупция, политическая проституция и крах всего.

К слову, когда в Сети разгорелась полемика и на г-на Тайжана стали наезжать даже носители языка, он сразу “переобулся”:

В одном из постов он сказал, что в общем-то не против трехъязычия. Но государственному нужно уделять больше внимания. В этом году многие государственные центры обучения казахскому языку выставлены на продажу. Кто там преподавал, чему и как учил, сколько бюджетных денег на эту “липу” ушло – похоже, никто сегодня уже не скажет. В том числе и “главный боец” на этом фронте. Потому что это уже конкретика. Для него, видимо, главное – громко заявить себя и тему. А разгребать проблемы и решать реальные задачи будут рядовые солдаты лингвистического фронта. А не блогеры с именами.

К слову, в защиту г-на Тайжана выступило менее четверти прочитавших его послание премьеру в Facebook. Похоже, что за последние 5–6 лет околополитической деятельности он так и не сумел собрать вокруг себя армию единомышленников. Да и невозможно, наверное, сплотиться вокруг флюгера.

Жандарбек АКТОТАЕВ, Алматы

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи