Опубликовано: 3000

Павел Коцур: Против меня была целенаправленная акция

Павел Коцур: Против меня была целенаправленная акция

Скандальная история с заявлением ведущих казахстанских шахматисток Динары Садуакасовой, Гулисхан Нахбаевой и Мадины Давлетбаевой о нежелании играть в сборной под руководством Павла Коцура завершилась в пользу девушек. Исполком Казахстанской федерации шахмат (КФШ) отправил главного тренера в отставку.

Садуакасова сама лишила себя олимпиады

– Меня не уволили. Скорее, я сам ушел, – начал разговор с “КАРАВАНОМ” теперь уже бывший главный тренер женской сборной Казахстана по шахматам Павел КОЦУР.

– Главная претензия, адресованная вам, касалась формирования состава на шахматную олимпиаду в Баку…

– Начну с того, что у всех шахматисток в договорах с КФШ и дирекцией штатных национальных команд (ДШНК) указано, что они обязаны участвовать в чемпионатах Казахстана, Кубке наций, Всемирной шахматной олимпиаде, учебно-тренировочных сборах. Если спортсменки их пропускают без уважительной причины, то договор с ними может быть расторгнут в одностороннем порядке. О сроках проведения чемпионата стало известно еще в январе. До 20 апреля шахматистки должны были подтвердить или отказаться от участия в нем. Отказ поступил только от Садуакасовой, точнее, от ее мамы Орал Утешевой. Тем самым Динара, по сути, сама лишила себя права сыграть на олимпиаде.

Давлетбаева не горела желанием попасть в сборную

– В чемпионате страны, который прошел 2–13 мая в Алматы, выступала Мадина Давлетбаева. Она заняла только восьмое место, но имела при этом второй после Жансаи Абдумалик рейтинг, да и за девять лет только однажды не попала в призеры…

– Давлетбаеву можно было взять на олимпиаду, но последние года полтора она показывала в сборной худший результат. При этом играла настолько неуверенно, что было ясно – как только появится хорошая шахматистка, она сразу заменит Мадину. Такой, на мой взгляд, стала Шолпан Жылкайдарова, которая на Кубке азиатских наций выступила лучше Давлетбаевой. Последним фактором против Мадины стала не только ее плохая игра в чемпионате, но и поступок, когда она отказалась от борьбы, расписав ничью с Еленой Анкудиновой, тем самым пропустив ее в сборную напрямую. Другие девочки в отличие от Давлетбаевой просто горели желанием попасть в команду. Примечательно, что на тренерском совете кандидатура Мадины не прозвучала ни разу.

Нахбаевой ничего не обещал

– Вы обещали Гулисхан Нахбаевой взять ее на олимпиаду без отбора в чемпионате страны?

– Нет. Я не мог обещать ей место в сборной, поскольку нарушил бы принятый принцип отбора. В свое время сам выступил против этого, когда в команду не включили отобравшуюся по спортивному принципу Флюру Хасанову. Тогда входившие в Профессиональный шахматный клуб (ПШК) “Астана” Садуакасова, Нахбаева, Давлетбаева и Гульмира Даулетова решили, что они и есть сборная Казахстана и другим там места нет. В этом году Гулисхан действительно стала серьезной потерей для сборной. Я знаю, что Нахбаева стала мамой, но до 20 апреля она не написала заявление с объяснением причин неучастия в чемпионате республики. И только когда состав был сформирован, ее мама потребовала, чтобы Гулисхан включили в команду. Но как я мог отчислить прошедших отбор девочек? Кроме того, я сам, как отец троих детей, прекрасно понимал, насколько сложно будет Нахбаевой выступать с грудным ребенком. Уверен, что на следующий год она вернется в сборную.

– Почему вы дважды помешали Гулисхан выиграть индивидуальную медаль на командных чемпионатах мира?

– Дело в том, что подобные вещи практикуют только в сборных, не претендующих на высокие места. Там, к примеру, за медаль на какой-либо из досок выписывают хорошую премию. В 2013 году перед последним туром мы практически обеспечили себе седьмое место, и Нахбаеву действительно можно было не выставлять. Однако мама Садуакасовой устроила скандал и увезла Динару из расположения сборной. Таким образом, у нас осталось только по одному человеку на каждую доску. А в 2015 году я поставил Гулисхан на последний тур, потому что в случае победы над Польшей мы могли стать четвертыми, а Давлетбаева играла тот турнир очень плохо. Если бы Нахбаева не проиграла те партии, то в обоих случаях гарантировала бы себе медаль.

С Динарой не общаюсь уже полтора года

– Почему нельзя было сделать исключение для сильнейшей шахматистки страны Динары Садуакасовой? Тем более что она была не против сыграть в чемпионате, но только в мужском…

– Да, в начале года ее мама сказала, что Динара думает выступить в нем. Больше разговоров об этом не было, никаких заявлений не поступало. С самой шахматисткой я напрямую не общаюсь уже полтора года. Все контакты пресекаются ее мамой, с которой, не скрою, у нас несколько раз возникали конфликты. Последний из них произошел на Кубке азиатских наций, когда Орал Утешева в присутствии тренеров сборных других стран в ультимативной форме потребовала, чтобы Динара играла на третьей доске. Я не пошел у нее на поводу и поставил Садуакасову на первую доску, где она, к слову, сыграла хорошо. Знаете, мне до сих пор непонятно, почему Динара отказалась играть в чемпионате. В этом году турнир прошел в отличных условиях: призовой фонд – 1,2 миллиона тенге, перелет, проживание и питание за счет КФШ. Как могут люди, получающие большие деньги от государства, игнорировать республиканские турниры? У Садуакасовой финансирование в разы превышает то, что получают другие члены сборных команд, вместе взятые. Только в Астане за прошлый год на ее с мамой командирование было выделено около 15 миллионов тенге. Хотя чемпионы Азии среди мужчин Ринат Джумабаев и Ануар Исмагамбетов не получают ничего. Еще один важный момент. Когда я пришел в сборную в 2011 году, у нас в ДШНК было всего полторы ставки. Сейчас зарплату там получают 12 человек. Плюс у них в КФШ стипендия, пусть и небольшая – по 50 тысяч тенге. И если девушка выпадает из сборной, то рискует эти деньги потерять. Поэтому некоторые готовы на все, чтобы остаться в составе.

Решил отойти в сторону

– На исполкоме выступление женской сборной на олимпиаде в Баку признали удовлетворительным, однако вы все равно оказались вне команды…

– От нас никто не ждал высокого места. Сборная выступила в соответствии с ее рейтингом. В случае победы в последнем туре мы могли подняться на 18-ю строчку, а так завершили турнир 37-ми. Считаю, что я все делал правильно, но в сложившейся ситуации решил отойти в сторону. Понимаю, девушками руководили эмоции, когда они давали вашей газете интервью. Им было обидно, и кто-то сыграл на их чувствах. Полагаю, что против меня была проведена целенаправленная акция. И бог судья этим людям!

У федерации не было оснований не доверять Коцуру

– Коцур возглавлял женскую сборную два года, – прокомментировала “КАРАВАНУ” позицию КФШ исполнительный директор федерации Ирина ГРИЩЕНКО. – В апреле прошел Кубок азиатских наций, на котором наша команда заняла третье место. Это лучший результат в ее истории, и его она добилась под руководством Коцура. Поэтому не доверять ему при формировании состава на олимпиаду у нас не было оснований. Однако, принимая во внимание занятое в Баку 37-е место, указом президента КФШ мы отказались от услуг Коцура.

– В то же время итог олимпиады тот же исполком большинством голосов признал удовлетворительным…

– У каждого члена исполкома свое мнение. Те, кто проголосовал “за”, посчитали, что девушки выступили в свою силу.

После увольнения Павла Коцура женская сборная временно осталась без главного тренера. Имя нового наставника станет известно не позднее февраля 2017 года. К этому сроку исполком КФШ подведет итоги конкурса на вакантное место. Тот, чья стратегия подготовки сборной окажется оптимальной, и получит контракт.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи