Опубликовано: 2400

Не вынесла душа проекта: дом Мухтара Ауэзова лишили исторического облика

Не вынесла душа проекта: дом Мухтара Ауэзова лишили исторического облика Фото - Дом, в котором жил Ауэзов, оброс пристройками из кирпича. Фото Аллы БЕЛЯКИНОЙ

Семипалатинск был родиной первого телеграфа на территории Казахстана. В городе до сих пор сохранилось здание первой телеграфной станции, построенное в 1915 году. Когда-то его спас семипалатинский энтузиаст-краевед Владимир ЛУШНИКОВ, добившийся, чтобы этот особняк на ул. Найманбаева отдали под Музей связи. Сооружению

присвоили статус памятника архитектуры. Но после смерти краеведа здание быстро пришло в запустение.

И если экспонаты удалось сохранить благодаря тому, что они были переданы в колледж радиотехники и связи, то само историческое здание превращается в руины. С 2007 года власти обещали, что вот-вот выделят деньги на разработку проектно-сметной документации, а потом и на реставрацию. Но историко-архитектурный памятник по-прежнему зияет провалами выбитых окон и шуршит осыпающейся штукатуркой. И, как говорят в кулуарах акимата, уже решается вопрос о выводе этого исторического здания из реестра памятников культуры и его сносе.

– На этом здании висит табличка, что дом является памятником и охраняется государством. Кто-нибудь верит, что охраняется?! Все просто ждут, когда оно развалится, – возмущается член краеведческого общества “Прииртышье” Павел ЖУКОВ.

В исторической части города сохранилось множество уникальных домов, но их нынешние владельцы лишают исторические объекты их первоначального облика. К примеру, дом, в котором жил Мухтар Ауэзов, оброс пристройками из кирпича, с окон срублены деревянные ставни. Особняк XIX века на ул. Мухамедханова меняющиеся банки-владельцы обложили китайской плиткой, не только скрыв под облицовкой исторический вид, но и предварительно срубив старинные архитектурные украшения фасада. И таких примеров в Семее – десятки.

– Неужели городу не нужна его история? – недоумевает Павел Жуков.

Бизнес на руинах истории

По мнению краеведов, одна из главных причин уничтожения исторической части города – интересы бизнеса.

– У нас наметилась такая тенденция, если сооружения, имеющие официальный статус памятников истории, не защищаются и разрушаются, то старинные здания, которые хорошо сохранились, просто сносят, – заявил председатель краеведческого общества “Прииртышье” Марат САСАНОВ. – По воле судьбы исторические объекты расположены в привлекательных для бизнеса местах, предприниматели сносят их и возводят там современные торговые дома и рестораны. Бизнес не может быть патриотичным сам по себе. Еще Маркс писал: дай капиталисту 300 процентов прибыли, и он перешагнет через всё. Поэтому должны действовать запретительные меры. Власти города должны запретить застройку в исторической части города, – убежден краевед.

Как ни парадоксально, но нынешние предприниматели Семея уничтожают свидетельства торговой истории города, так как значительная часть сохранившихся старинных зданий расположена в бывшей Татарской слободе, построенной в позапрошлом столетии купцами.

– Мы все время говорим, что наш город – город торговли, татарское купечество было доминирующим во всем регионе. Но у нас даже нет музея купечества, мы не можем показать обстановку дома зажиточного купца, его торговую деятельность. А ведь многие сохранившиеся дома продаются, давайте будем их использовать, – предложил Павел Жуков. – Когда-то планировалось сохранить хотя бы один квартал с исторической застройкой в Татарской слободе. Да, это частные дома, но они интересны в историческом плане, такого больше нигде нет. Здание казахстанской тюрьмы, где сидел Достоевский, могут снести до основания

Семейские любители истории с горечью взирают на соседние города, где к прошлому совсем другое отношение.

– В соседнем Томске тоже сохранились улицы с домами татарских купцов прошлых столетий, где в образцах деревянного зодчества переплелись христианские и мусульманские стили. Уникальные дома, которым более 200 лет, находятся в отличном состоянии, потому что томские власти нашли решение – исторические сооружения передаются в долгосрочную аренду за 1 рубль. Но арендатор должен восстановить здание, не меняя его внешний облик, после чего может сдавать его в качестве жилья или использовать в других целях. Мы обладаем не менее уникальным историческим богатством, и нам его надо тоже сохранить, – убежден руководитель Татарской школы искусств Семея Габдулхак АХУНЖАНОВ.

Одно из пяти

Формально нельзя сказать, что власти Семея открещиваются от истории. Еще в мае аким Восточного Казахстана Даниал АХМЕТОВ поручил управлению культуры провести ревизию исторических сооружений.

– Была создана комиссия по осмотру старинных зданий Семея, которой произведен осмотр пяти объектов, предложенных краеведами. В августе состоялось заседание областной комиссии по охране памятников истории и культуры ВКО, где рассматривался вопрос о придании статуса памятника местного значения четырем сооружениям – бывшему купеческому дому по ул. Кабанбай батыра, 34, двум водонапорным башням и зданию бывшей тюрьмы. Комиссия вынесла решение придать статус памятника одному объекту – водонасосной башне, расположенной в районе железнодорожного вокзала, – сообщил заместитель руководителя отдела культуры Семея Юрий ПАЗЫНА.

Почему из пяти сооружений выбрано было только одно, чиновник не пояснил. Как, впрочем, и факт, что старинную тюрьму снесли в тот самый момент, когда высокая комиссия решала, придать ли ей статус охраняемого государством памятника.

Краеведы счастливы, что в Семее, где появился первый в истории Казахстана водопровод, хотя бы одна водонапорная башня получит шанс на сохранность.

– Сейчас в социальных сетях семейчане все чаще размещают фотографии старого города. И эти снимки вызывают огромный интерес, все начинают делиться своими воспоминаниями о том, какими были эти здания в 1960-е или 1980-е годы, что было в том или ином доме, кто там жил. Люди хотят помнить. А если мы не будем сохранять свою историю, нам начнут навязывать другую историю, например, такую, в которой оказывается, что победителями во Второй мировой войне являются США. А памятник, в том числе архитектурный, – это то, что позволяет нам хранить сознание о былом и передавать эту память потомкам, – подчерк­нул Павел Жуков.

СЕМЕЙ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи